Дело №а-536/2021
УИД 21RS0№-94
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя административного истца - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Канашской межрайонной прокуратуры, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Журавлеву ФИО4 о признании информации, размещенной на «Интернет-страницах», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Канашская межрайонная прокуратура Чувашской Республики, с учетом уточнения в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) обратилась в Канашский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, поданным в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Журавлеву ФИО5 о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-страницах: https://antimigalki.com/threads/obnal-grjazi-15-prachechnaja-u-sharlatana.2024/; https://antimigalki.com/threads/obnal-servis-ot-registrator.1434/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГГГ выявлены интернет - ресурсы, на которых размещена информации и объявления об оказании услуг по обналичиванию и выводу денежных средств, использовании иных запрещенных финансовых схем.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Специфика информации не соответствует требованиям Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и является незаконной, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Информация, размещенная на интернет-страницах: https://antimigalki.com/threads/obnal- grjazi-15-prachechnaja-u-sharlatana.2024/ и https://antimigalki.com/threads/obnal-servis-ot-registrator.1434/ предполагает возможность воспользоваться услугами по выводу и обналичиванию денежных средств с расчетных счетов, заблокированных в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ1 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»»
Законодательством Российской Федерации, предусмотрен запрет на использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о способах обналичивания денежных средств, объявлений о предоставлении таких незаконных финансовых услуг. Нарушение названных указанных требований наносит вред общественным интересам, подрывает экономическую ситуацию в стране, создает условия для финансирования террористической и экстремисткой деятельности.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для установления факта признания указанной информации запрещенной к распространению.
В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2 административные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Журавлев ФИО6, являющийся администратором доменного имени, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, судебное извещение вернулось по истечении срока хранения.
Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.51).
В письменном отзыве, представленном на административное исковое заявление, представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в лице его Территориального отдела в Чувашской Республике указал, что Роскомнадзор и его территориальные органы не являются распространителем информации, признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке, не осуществляет ее распространение, обработку, хранение, не предоставляет вычислительные мощности владельцам ресурсов, не уполномочен осуществлять контроль в данной сфере.
Надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер.
Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и осуществляет свою деятельность в качестве территориального отдела в Чувашской <адрес> службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Административное исковое заявление Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно частям 1, 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 названного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (частью 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статьей 9Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1Закона предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1Закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренныхстатьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Статьей 5 названного Федерального закона определены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
Статьями 3, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под легализацией (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определено придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; установлен обязательный контроль по операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, и совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Примечанием установлено, что под финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 названного Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выявлены Интернет-ресурсы: https://antimigalki.com/threads/obnal-grjazi-15-prachechnaja-u-sharlatana.2024/; https://antimigalki.com/threads/obnal-servis-ot-registrator.1434/, на которых размещена информация и объявления об оказании услуг по обналичиванию и выводу денежных средств, использовании иных запрещенных финансовых схем.
Согласно справке старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с приложением вход на интернет-страницы осуществляется свободно и открыто, что подтверждается также скриншотами интернет-страниц, а также указанная информация не соответствует и противоречит законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (л.д.6-10).
По данным общедоступной справочной службы Whois по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ регистратором доменного имени второго уровня названных интернет-страниц является REG.RU LLC (л.д.№).
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» представлены регистрационные данные администратора доменного имени antimigalki.com, и администратором является Alexandr Juravlev, с контактными данными: <адрес> (л.д.№).
При таких обстоятельствах информация, размещенная на указанных интернет-страницах, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности воспользоваться услугами по выводу денежных средств с расчетных счетов, предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических и экстремистских организаций, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению, подрывает конституционный строй и авторитет Российской Федерации, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
С учетом вышеизложенного информацию на вышеуказанных интернет-страницах следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На момент проверки, а также в настоящее время указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
Учитывая, что вышеуказанные интернет-сайты не включены в Единый реестр, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-страницах:https://antimigalki.com/threads/obnal-grjazi-15-prachechnaja-u-sharlatana.2024/; https://antimigalki.com/threads/obnal-servis-ot-registrator.1434/, следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на спорных интернет-страницах, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу части 3 статьи 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, суд считает необходимым сохранить принятые меры предварительной защиты до вступления настоящего решения в законную силу, поскольку административные исковые требования Канашского межрайонного прокурора удовлетворены.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: https://antimigalki.com/threads/obnal-grjazi-15-prachechnaja-u-sharlatana.2024/; https://antimigalki.com/threads/obnal-servis-ot-registrator.1434/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской <адрес> службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: https://antimigalki.com/threads/obnal-grjazi-15-prachechnaja-u-sharlatana.2024/; https://antimigalki.com/threads/obnal-servis-ot-registrator.1434/, принятые определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлении в законную силу настоящего решения отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.