Решение по делу № 33-5374/2019 от 12.11.2019

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЎСѓРґСЊСЏ Шлейкин Рњ.И.                                                                                    33-5374/2019

Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ И Рћ Рќ Рќ Рћ Р•    Рћ Рџ Р  Р• Р” Р• Р› Р• Рќ И Р•

 

РіРѕСЂРѕРґ Ульяновск                                                                               24 декабря 2019 РіРѕРґР°

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-207/2019 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 1 октября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского  района Ульяновской  области РІ интересах РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Надежды Викторовны Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать РћРћРћ «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Надежде Викторовне благоустроенное жилое помещение общей площадью РЅРµ менее 38,9 РєРІ.Рј. отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям Рё находящееся РІ черте РњРћ «Сенгилеевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области. Указанное жилое помещение предоставить РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Надежде Викторовне РІ собственность.

Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё РњРёСЂСЏСЃРѕРІРѕР№ Рќ.Р“., пояснения представителей                       РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» Боровиковой Р•.Рќ., Павлушкиной  Рћ.Рђ., поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сальникова Рђ.Рђ., полагавшего решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Сенгилеевского  района Ульяновской  области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ интересах РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’. Рє РћРћРћ «Сенгилеевский  цементный  завод»  Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка РїРѕ выполнению ответчиком законодательства РїСЂРё расселении жителей РёР· санитарно – защитной Р·РѕРЅС‹. Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что  руководством РћРћРћ «Ульяновскшифер», правопреемником которого является  РћРћРћ «Сенгилеевский  цементный  завод», утверждена  Программа  переселения  жителей  РёР· санитарно-защитной  Р·РѕРЅС‹ «Завода РїРѕ производству  цемента РїРѕ  СЃСѓС…РѕРјСѓ  СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ  мощностью 1200000 тонн  РІ РіРѕРґ  РѕРґРЅРѕР№  технологической  линией».

Р’ соответствии СЃ указанной Программой  утвержден  график  переселения  жителей  РёР· санитарно-защитной  Р·РѕРЅС‹. Р’  график  включено 46 РґРѕРјРѕРІ, РІ том числе  многоквартирный  РґРѕРј, расположенный  РІ СЂ.Рї. ***, РІ котором  проживает РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Рќ.Р’.. РЎСЂРѕРє  расселения жителей установлен 2012-2013 РіРѕРґ.

Р’ соответствии СЃ санитарно–эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Ульяновской области  для завода установлена расчетная санитарно – защитная Р·РѕРЅР° РІ 300 Рј РѕС‚ границы территории промплощадки РІРѕ всех направлениях.

Однако РґРѕ настоящего  времени  руководством РћРћРћ «Сенгилеевский  цементный  завод»  РЅРµ принято  мер РїРѕ  переселению проживающей РІ санитарно-защитной Р·РѕРЅРµ РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’. Непринятие  мер РїРѕ переселению нарушает  права РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’. РЅР° благоприятную окружающую среду.

РџСЂРѕСЃРёР» возложить РЅР° РћРћРћ «Сенгилеевский  цементный  завод»  обязанность предоставить РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’. альтернативное жилье СЃ аналогичными или улучшенными условиями проживания.

РЎСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечены: муниципальное учреждение администрация муниципального образования  «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная  служба  РїРѕ надзору  РІ сфере  защиты  прав  потребителей Рё благополучия  человека,  Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия  человека  РїРѕ Ульяновской  области, РћРћРћ «Центр гигиены Рё экологии», РћРћРћ «Экологические системы».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права. При этом ответчик ссылается на положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Считает, что СЃСѓРґРѕРј неправильно определены юридически значимые обстоятельства Рё РЅРµ принято РІРѕ внимание, что для разрешения СЃРїРѕСЂР° правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ завода, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим СЃСѓРґРѕРј сделан необоснованный вывод, что РЅР° ответчике лежит обязанность  расселить жилые застройки, попадающие РІ 300 Рј Р·РѕРЅСѓ РѕС‚ границы территории промплощадки РїРѕ всем направлениям. РљСЂРѕРјРµ того, санитарно-защитная Р·РѕРЅР° для завода РЅРµ установлена. Данное обстоятельство истцом РЅРµ оспаривалось. Указывает, что действующим законодательством обязанность РїРѕ переселению жителей РёР· расчетной санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РЅРµ предусмотрена.

Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения, согласно которой расселение возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны. Программа включает в себя перечень домов, подлежащие переселению, планируемые сроки начала и конца переселения, источник финансирования. В настоящее время Программа продлена до 17.05.2020, срок ее реализации не наступил.

Полагает, что вывод суда о нарушении заводом прав граждан на благоприятную окружающую среду, является необоснованным, поскольку на материалах дела не основан.

Считает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что жилой дом, принадлежащий Морозовой Н.В., несмотря на то, что включен в Программу переселения, фактически расположен за пределами 300 метровой зоны.

Судом не учтено, что дом, в котором проживает истец, признан ветхим, подлежащим расселению в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья.

Р’ возражениях РЅР° апелляционную жалобу Федеральная служба РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека, Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия  человека  РїРѕ Ульяновской  области РїСЂРѕСЃСЏС‚ решение СЃСѓРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно Рї. 3 СЃС‚. 44, Рї. 2 СЃС‚. 52 Федерального закона РѕС‚ 10 января 2002 РіРѕРґР°              в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» РІ целях охраны окружающей среды РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений создаются защитные Рё охранные Р·РѕРЅС‹, РІ том числе санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹. Р’ частности, такие Р·РѕРЅС‹ создаются РІРѕРєСЂСѓРі промышленных Р·РѕРЅ Рё объектов хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности, оказывающих негативное воздействие РЅР° окружающую среду.

Установлено, что 5 октября 2011 РіРѕРґР° Администрацией РњРћ «Сенгилеевский район» выдано ответчику РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» разрешение РЅР° строительство завода РїРѕ производству цемента РїРѕ СЃСѓС…РѕРјСѓ СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ мощностью 1 200 000 тонн РІ РіРѕРґ РїРѕ адресу: ***.

РЎСЂРѕРє действия данного разрешения неоднократно продлевался Рё  действует РґРѕ 17 мая 2020 РіРѕРґР°.

До настоящего времени предприятие не введено в эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены, штат работников составляет более 350 человек.

Из экспертного заключения № 25914 от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

РџРѕ заказу ответчика РћРћРћ «Экологические системы» (Рі. Ульяновск) РІ               2018 РіРѕРґСѓ разработан Проект санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод», РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ предприятия РїРѕ границе промплощадки РІРѕ всех направлениях – 0 Рј.

Ответчиком получено экспертное заключение РћРћРћ «Центр гигиены Рё эпидемиологии»   (Рі. Чебоксары)  в„– 654/2019 РѕС‚ 8 апреля 2019 РіРѕРґР° Рѕ соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам Рё нормам.

Р’ 2009 РіРѕРґСѓ администрацией РћРћРћ «Ульяновскшифер», правопреемником которого является РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена  Программа переселения жителей РёР· санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ «Завода РїРѕ производству цемента РїРѕ СЃСѓС…РѕРјСѓ СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ мощностью 1 200 000 тонн РІ РіРѕРґ РѕРґРЅРѕР№ технологической линией».

В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и Администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом № *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.

Истцу Морозовой Н.В. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 38,9 кв.м, расположенная по адресу: ***.

С целью переселения истца Морозовой Н.В.. из расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение РѕР± удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего РІ интересах РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’., СЃСѓРґ первой инстанции ссылаясь РЅР° положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных объектов», указал, что РЅР° РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие РІ трехсотметровую Р·РѕРЅСѓ РѕС‚ границы территории промплощадки РїРѕ всем направлениям, установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной Р·РѕРЅС‹ для завода РїРѕ производству цемента РїРѕ СЃСѓС…РѕРјСѓ СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ мощностью 1 200 000 тонн РІ РіРѕРґ РѕРґРЅРѕР№ технологической линией РѕС‚ 2009 РіРѕРґР°.

Между тем, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение РѕР± установлении, изменении или Рѕ прекращении существования санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РІ отношении объектов I Рё II класса опасности                       РїРѕ результатам рассмотрения заявления РѕР± установлении, изменении или                      Рѕ прекращении существования санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ принимает Роспотребнадзор (Рї. 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).

Санитарно-защитная Р·РѕРЅР° Рё ограничения использования земельных участков, расположенных РІ ее границах, считаются установленными СЃРѕ РґРЅСЏ внесения сведений Рѕ такой Р·РѕРЅРµ РІ Единый государственный реестр недвижимости                 (Рї. 25 Правил).

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, РІ отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹, РґРѕ                  1 октября 2019 РіРѕРґР° обязаны обратиться РІ органы государственной власти, уполномоченные РЅР° принятие решений РѕР± установлении санитарно-защитных Р·РѕРЅ, СЃ заявлениями РѕР± установлении санитарно-защитных Р·РѕРЅ или Рѕ прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных Р·РѕРЅ СЃ приложением документов, предусмотренных положением Рѕ санитарно-защитной Р·РѕРЅРµ.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

РЎ учетом вышеизложенного, принимая РІРѕ внимание, что РґРѕ настоящего времени санитарно-защитная Р·РѕРЅР° РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» РІ предусмотренном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ установлена, судебная коллегия считает исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области РІ интересах РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’. РЅРµ подлежащими удовлетворению РІРІРёРґСѓ РёС… преждевременности.  

  СЃС‚. 330 ГПК Р Р¤ основанием для отмены или изменения решения СЃСѓРґР° РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ является нарушение или неправильное применение РЅРѕСЂРј материального права.

Применив вышеуказанные РЅРѕСЂРјС‹ права, исследовав Рё оценив собранные РїРѕ делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение  СЃСѓРґР° отменить.  Принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение, которым РІ удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области РІ интересах РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Рќ.Р’. Рє РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» Рѕ возложении обязанности предоставить  жилое помещение отказать.

Руководствуясь СЃС‚. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 1 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Р’ удовлетворении РёСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского  района Ульяновской  области Рѕ возложении обязанности РЅР° РћРћРћ «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить жилое помещение РІ собственность РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Надежде Викторовне отказать.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё:

33-5374/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Другие
Морозова Н.В.
Павлушкина О. А.
ООО Экологические системы
МУ администрация МО Сенгилеевский район
ООО Сенгилеевский цементный завод
ООО Центр гигиены и экологии
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Морозовой Надежды Викторовны
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Боровикова Е.Н
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Мирясова Н. Г.
Дело на сайте суда
oblsud.uln.sudrf.ru
13.11.2019[Гр.] Передача дела судье
15.11.2019[Гр.] Судебное заседание
27.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
24.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее