Дело № 2а-4994/2021
29RS0018-01-2021-007281-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Таскаева Льва В. к судебному приставу – исполнителю межрайонного Отделения по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Епифановой М. В., к межрайонному Отделению по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2019, снижении исполнительского сбора,
установил:
Таскаев Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу – исполнителю межрайонного Отделения по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Епифановой М.В., межрайонному Отделению по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Управление) о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2019, вынесенного в рамках исполнительного производства № 45660/18/29047-ИП от 29.01.2018.
В обоснование требований указано, что 11.11.2021 по информации, полученной от судебного пристава-исполнителя Епифановой М.В., стало известно, что 29.01.2018 окончено исполнительное производство 45660/18/29047-ИП с выделением в отдельное исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора. Считает указанное постановление незаконным, в его адрес оно не поступало. Кроме того, задолженность по исполнительному производству погашена. В случае отказа в удовлетворении административного иска просил рассмотреть вопрос об освобождении от исполнительского сбора или о его снижении.
Административный истец Таскаев Л.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, направил представителя.
Представитель административного истца Волков Р.В. доводы административного иска поддержал.
Судебный пристав – исполнитель межрайонного Отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Епифанова М.В. на исполнении у которой находится исполнительное производство, в судебном заседании требования не признала. Пояснила, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем был обоснованно взыскан с должника исполнительский сбор в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Оснований для признания незаконным постановления от 13.05.2019 не имеется. Возражала против освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, решение вопроса о снижении его размера оставила на усмотрение суда.
Административные ответчики межрайонное Отделение по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания, представителей не направили.
Заинтересованное лицо ООО «Филберт» в судебное заседание не явились, извещались о дне и времени судебного заседания.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Информация о движении дела также размещена на сайте суда.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.
По смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации. Одним из путей такой реализации является установление в законе соответствующих процедур исполнительного производства.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что на исполнении в МРО по ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу находилось исполнительное производство: № 45660/18/29047-ИП, возбужденное 29.01.2018 на основании исполнительного документа № ФС № 018701742 от 14.11.2017, выданного Октябрьским районным судом г. Архангельска по делу № 2-5605/2017 от 14.11.2017 о взыскании с Таскаева Л.В. в пользу ВТБ (ПАО) задолженности в размере 2899251 руб. 59 коп.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником лично 29.01.2018.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 29.01.2018 должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
07.05.2018 исполнительное производство от 29.01.2018 принято к исполнению судебным приставом – исполнителем МРО ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу Епифановой М.В.
Судом также установлено, что в пределах установленного законом срока для добровольного исполнения исполнительных документов обязанности, возложенные судом на должника в полном объеме не исполнены.
13.05.2019 судебным приставом – исполнителем МРО ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу Епифановой М.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 202947 руб. 61 коп. в рамках исполнительного производства № 45660/18/29047-ИП от 29.01.2018.
03.09.2020 судебным приставом – исполнителем МРО ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу Епифановой М.В. было вынесено постановление о замене взыскателя ВТБ (ПАО) его правопреемником ООО «Филберт».
12.11.2021 судебным приставом – исполнителем МРО ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу Епифановой М.В. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объёме. В адрес судебного пристава-исполнителя было направлено соответствующее ходатайство от представителя взыскателя ООО «Филберт» о погашении задолженности.
15.11.2021 судебным приставом – исполнителем МРО ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу Епифановой М.В. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора в размере 202947 руб. 61 коп. (№ 70407/21/29047-ИП).
01.12.2021 судебным приставом – исполнителем МРО ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу Епифановой М.В. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объёме.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих обстоятельств и норм материального права.
Частью 3 статьи 219 КАС Российской Федерации, статьей 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен срок для обжалования действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, который составляет 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Таскаев Л.В. обратился в суд с настоящим административным иском 12.11.2021, однако, как указывалось выше, о предполагаемом нарушении прав административному истцу в части оспаривания постановления от 13.05.2019 стало известно начиная с 11.11.2021.
Сведений о вручении копии постановления от 13.05.2019 материалы дела не содержат. Соответственно, срок для обращения с настоящим административным иском не пропущен.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 11, 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Материалами исполнительного производства подтверждается, что должнику на основании ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве» был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, с момента получения копий постановлений о возбуждении исполнительных производств.
Должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
По смыслу ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Материалами исполнительного производства подтверждается, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительных документов в срок для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, административным истцом не предоставлено, как и надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
На момент возбуждения исполнительных производств и в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа меры принудительного исполнения к должнику не применялись.
С заявлением об отложении исполнительных действий, с ходатайством об отсрочке исполнения должник не обращался.
На основании ст. 6, 12, 14, 112, 115 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Проанализировав материалы исполнительного производства, постановление от 13.05.2019, суд приходит к выводу о том, что все действия, совершенные судебным приставом-исполнителем Епифановой М.В. соответствуют требованиям Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Доводы административного истца о том, что сумма задолженности в пятидневный срок при отсутствии денежных средств лицу, не являющегося индивидуальным предпринимателем, погасить невозможно, на правомерность выводов суда о признании законным постановления не влияют.
Довод стороны административного истца о том, что по состоянию на 03.09.2020 остаток задолженности составлял 1405733 руб. 74 коп., судом также не принимается во внимание, поскольку как указывалось выше в 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, решение суда от 14.11.2017 исполнено не было.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2019 принято с соблюдением установленной процедуры, соответствуют положениям действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушают, в связи с чем административное исковое требование Таскаева Л.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
В силу ст. 226 КАС РФ основаниями для удовлетворения исковых требований по административному делу об оспаривании действий (бездействий) лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо установление двух обстоятельств: законность принятого решения (совершенного действия (бездействия) и нарушения прав административного истца указанными решениями, действиями (бездействиями). Указанной совокупности судом не установлено.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет меру публично-правовой ответственности, тем самым, не влечет для взыскателя каких-либо правовых последствий, законных прав и интересов должника не затрагивает.
Исходя из обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу об отсутствии незаконных действий со стороны судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 45660/18/29047- ИП.
Напротив, административный истец не доказал нарушения его прав указанными действиями судебного пристава-исполнителя.
Действия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению решения являются мерой обеспечения прав взыскателя на совершение должником определённых действий, не создают для Взыскателя препятствия к осуществлению им прав и свобод и не возлагают незаконно какую-либо обязанность.
В данном случае с должника взыскан исполнительский сбор в размере, предусмотренном ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства. Основания ответственности за нарушение обязательства изложены в ст. 401 Гражданского кодекса РФ.
Обстоятельств, с которыми закон связывает возможность освобождения должника от ответственности за неисполнение обязательств, в судебном заседании не установлено. Не могут быть отнесены к таким обстоятельствам отсутствие денежных средств у должника, отсутствие ведения какой-либо предпринимательской деятельности.
Последствия неисполнения требования судебного пристава-исполнителя исполнить исполнительный документ в пятидневный срок разъяснены в тексте постановлений о возбуждении исполнительных производств, которые были получены должником.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника по исполнительному производству от взыскания исполнительского сбора.
При этом следует отметить, что согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи (ч. 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимает во внимание имущественное положение Должника, учитывает, что в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с их фактическим исполнением.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание имущественное положение Должника, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем 13.05.2019 по исполнительному производству № 45660/18/29047-ИП от 29.01.2018 подлежит уменьшению на 1/4, то есть на сумму 50 736 руб. 91 коп. (составит 152 210 руб. 70 коп.).
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Таскаева Льва В. к судебному приставу – исполнителю межрайонного Отделения по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Епифановой М. В., к межрайонному Отделению по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2019, снижении исполнительского сбора – оставить без удовлетворения.
Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного Отделения по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Епифановой М. В. от 13 мая 2019 года, установив исполнительский сбор по исполнительному производству № 45660/18/29047-ИП в размере 152 210 руб. 70 коп.
Решение суда в части снижения исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2021 года.