№ 2-4535/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тарханова А.Г.
при секретаре Кокореве Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плужник Сергея Федоровича к ГУ – ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Плужник С.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работ с 04 июня 2008 года по 07 октября 2016 года в должности "наименование" в ЗАО «Охотрыбхоза «"название"» в силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с применением ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязании назначить досрочную пенсию с 24 августа 2018 г., т.е. с момента обращения с соответствующим заявлением.
В обоснование требований указал, что он 24 августа 2018 г. обратился в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, г. Краснознаменск, г. Звенигород Московской области Главного управления № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, и применением ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Комиссия по назначению пенсий после проверки представленных документов для назначения досрочной страховой пенсии по старости отказала в ее назначении, о чем было вынесено решение № от 04.12.2018г. Истец полагал действия ответчика незаконными, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме, просил признать решение пенсионного фонда незаконным и назначить ему страховую пенсию по старости. Суду пояснил, что ответчиком неправомерно исключены периоды работы истца из подсчета страхового стажа, в связи с чем нарушено его право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Представитель ответчика ГУ- Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что отказ является законным и обоснованным.
Изучив представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу п.1, п.3 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2018 году составляет 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13,8.
Согласно пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24 августа 2018 г. Плужник С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, и применением ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением № от 04 декабря 2018 года истцу было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в следствии отсутствия индивидуальных (персонифицированных) сведениях учета спорные периоды работы, а также не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания в зоне радиоактивного загрязнения или удостоверение установленного образца (л.д. 10-12).
При оценке пенсионных прав истца комиссией исключены из подсчета специального и страхового стажа периоды работы в ЗАО Охотрыбхоз «"название"»- с 04.06.2008г. по 01.07.2008г. в должности "наименование"; с 01.01.2009г. по 07.10.2016 г. в должности "наименование"; т.к. согласно п.4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 01.04.1986г. № 27-ФЗ и Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании» № 167 от 15.12,2001г. Плужник С.Ф. застрахован в системе государственного пенсионного страхования - 13.11.1997г., однако в индивидуальных сведениях вышеуказанные периоды работы отсутствуют.
Кроме того, документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания в зоне радиоактивного загрязнения или удостоверение установленного образца Плужник С.Ф. не представил.
На дату обращения специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Плужнику Сергею Федоровичу в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» составил 00 лет 06 месяцев 00 дней.
В силу ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Условием для применения норм по уменьшению возраста выхода на пенсию на дополнительную величину является факт и продолжительность постоянного проживания и работы Плужник С.Ф. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В качестве документов, подтверждающих проживание в зоне радиоактивного загрязнения принимаются:
- удостоверение установленного образца;
- документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства;
- трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения.
По данным содержащимся в трудовой книжки серия №, дата заполнения 13.10.1982 г., Плужник С.Ф. работал в ЗАО Охотрыбхоз «"название"» в должности "наименование" с 04.06.2008г. по 07.10.2016г. (л.д. 15-17).
Согласно справке от 23.08.2018 г. № местонахождение ЗАО Охотрыбхоз «"название"» является АДРЕС, что относится к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.
В подтверждение проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, Плужник С.Ф. представил в материалы настоящего дела расписки в подтверждения исполнения обязательств по оплате денежных средств по договору найма квартиры, по адресу: АДРЕС.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства гражданина понимается жилой дом квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания гражданина признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Следовательно, место жительства истца в спорный период работы по договору найма может рассматриваться как место жительства такого лица.
Таким образом, истцом в обоснование своих требований представлены документы, подтверждающие, что он в спорный периода проживал и работал в АДРЕС, то есть, на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, в силу ст. 56 ГПК РФ истцом представлены доказательства, подтверждающие, что он работал в АДРЕС в период с 04 июня 2008 года по 07 октября 2016 года и проживал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Под страховым стажем, как предусмотрено ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Плужник С.Ф., дата регистрации 13.11.1997 года в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что работодатель истца в спорные периоды не характеризует работу истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Тем самым, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы истца постоянно в течение полного рабочего дня.
Доказательств того, что документы, характеризующие, работу истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, были утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно, суду не представлены.
На такие обстоятельства в судебном заседании истец не ссылался.
Более того, истец сам пояснил, что работодатель в спорные периоды не производил отчисления в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного Закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателями в отношении специального стажа истца не представлялись, но достоверность их не доказана, то в силу статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец не представила других письменных доказательств, подтверждающих выполнение ею работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено достоверных и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о работе в зоне с льготным социально-экономическим статусом в оспариваемый период и полной занятости на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Плужник Сергея Федоровича к ГУ – ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: