УИД 61RS0059-01-2013-000265-36
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-35806/2023
№ дела суда 1-й инстанции 13-38/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 ноября 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Думушкина В.М., изучив кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности Сафарян Надежды Сергеевны на определение Цимлянского районного суда Ростовской области от 03 апреля 2023 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 05 июня 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Цимлянского городского поселения, ООО «Водоканал» о возложении обязанности приведения водоотведения в соответствие с требованиями законодательства об охране водных объектов и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
установил:
вступившим в законную силу решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 09.07.2013 г. по гражданскому делу № 2-340/2013 удовлетворены исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Цимлянского городского поселения и ОАО «Водоканал» о возложении обязанности приведения водоотведения в соответствие с требованиями законодательства об охране водных объектов и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Постановленным решением признана незаконной деятельность ОАО «Водоканал» по сбросу сточных вод в водный объект - реку Кумшак с превышением установленных нормативов предельно-допустимых концентраций вредных загрязняющих веществ. ОАО «Водоканал» наложен запрет на сброс сточных вод в водный объект - реку Кумшак с превышением установленных нормативов предельно-допустимых концентраций вредных загрязняющих веществ и микроорганизмов. Помимо изложенного, постановленным судебным актом на администрацию Цимлянского городского поселения Цимлянского района возложена обязанность организовать на территории г. Цимлянска водоотведение в соответствии с требованиями федерального законодательства, исключающее сброс сточных вод в водный объект - реку Кумшак, с превышением установленных нормативов предельно-допустимых концентраций вредных загрязняющих веществ и микроорганизмов.
В целях принудительного исполнения вступившего в законную силу решения суда в отношении должника администрации Цимлянского городского поселения судом выдан исполнительный лист серии ВС № 049031560 от 18.11.2013 г.
Администрацией Цимлянского городского поселения подано в суд заявление о замене стороны в исполнительном производстве.
Определением Цимлянского районного суда Ростовской области от 03.04.2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Ростовского областного суда от 05.06.2023 г., требования заявления администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области о замене стороны исполнительного производства по гражданскому делу № 2-340/2013 по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Цимлянского городского поселения и открытому акционерному обществу «Водоканал» о возложении обязанности приведения водоотведения в соответствие с требованиями законодательства об охране водных объектов и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворены – произведена замена стороны в исполнительном производстве № 22831/13/81/61 от 23.12.2013 г., а именно должник - администрация Цимлянского городского поселения Ростовской области заменена должником Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. В удовлетворении требований заявления администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области о приостановлении исполнительного производства № 22831/13/81/61 от 23.12.2013 г. отказано.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области просит суд кассационной инстанции об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права.
Администрацией Цимлянского городского поселения поданы возражения на кассационную жалобу, в которых заявлено требование об оставлении постановленных по делу судебных актов без изменения.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив представленные материалы, изучив доводы кассационной жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах содержащихся в поданной кассационной жалобе доводов, суд кассационной инстанции находит, что такие нарушения были допущены судами нижестоящих инстанций.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ (ч. 1.1).
Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по организации водоснабжения населения и водоотведения на территориях этих образований определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения с учетом положений настоящего Федерального закона (ч. 2).
Судом в ходе производства по делу установлено, что администрация Цимлянского городского поселения Ростовской области являлась органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по вопросам водоотведения. Обладая указанными полномочиями, администрацией Цимлянского городского поселения Ростовской области решение суда от 09.07.2013 г. не было исполнено до вступления в законную силу Областного закона Ростовской области от 16.12.2022 г. № 801-ЗС «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области».
Между тем, в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Кроме того, Областным законом Ростовской области от 16.12.2022 г. № 801-ЗС «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области» осуществлен переход полномочий органов местного самоуправления в Ростовской области в сферах по организации холодного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласования вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; согласование результатов технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 3 ст. 11 Областного закона Ростовской области от 29.12.2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» срок вступления в силу Устава Ростовской области, областного закона указывается в самом Уставе Ростовской области, областном законе.
В соответствии с п.4 ст.11 указанного Областного закона в Уставе Ростовской области, областном законе может быть предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до его вступление в силу, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Как следует из Областного закона Ростовской области от 16.12.2022 г. № 801-ЗС «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области» настоящий Областной закон вступил в силу с 01.01.2023 г.
В силу отсутствия упоминания о распространении его действия на правоотношения, возникшие до его вступление в силу, Закон субъекта не предусматривает возможность придания нормативному правовому акту обратной силы.
Также данный принцип реализован в п. 1 ст. 4 ГК РФ согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Перенос ответственности муниципального органа за неисполнение прямых обязанностей, вытекающих из муниципальных контрактов, в течение 10 лет на региональный орган недопустим в условиях отсутствия препятствий их выполнения в настоящее время.
Таким образом, обстоятельства, указанные судами обеих инстанций в обоснование замены должника в исполнительном производстве, согласно действующему законодательству не относятся к случаям перемены лиц в обязательствах и не свидетельствуют о выбытии должника – администрации Цимлянского городского поселения из исполнительного производства.
Данный факт не был учтен и проверен судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении вопроса о замене стороны.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции, не давшим должной оценки доводам частной жалобы.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов об удовлетворении требований заявления о замене стороны, являются преждевременными.
Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, без устранения допущенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, невозможно разрешение вопроса о защите нарушенных прав и законных интересов Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, что согласно ст. 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы о неисполнении администрацией Цимлянского городского поселения решения суда и разрешить вопрос о замене стороны по делу в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями процессуального закона.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ,
определил:
определение Цимлянского районного суда Ростовской области от 03 апреля 2023 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 05 июня 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменить приостановление исполнения определения Цимлянского районного суда Ростовской области от 03 апреля 2023 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 05 июня 2023 года, наложенное определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 октября 2023 года.
Судья В.М. Думушкина