Дело № 5-322/2021
УИД 10RS0003-01-2021-000555-45
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 мая 2021г. г. Кемь
Судья Кемского городского суда республики Карелия Хольшев А.Н. при секретаре Горбуновой Т.Б. (республика Карелия, г. Кемь, ул. Бланки, д. 4),
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации Кемского муниципального района (далее в том числе - администрация) (<данные изъяты>)
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 26 апреля 2021 года, составленным ведущим судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Кемскому району УФССП России по республике Карелия Ивановой Т.В., администрация Кемского муниципального района привлекается к административной ответственности предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (долее в том числе – КоАП РФ) в связи с тем, что 20 апреля 2021 года в 00 часов 01 мин. администрация, находясь по адресу: республика Карелия, Кемский район, г. Кемь, пр. Пролетарский д. 30, являясь должником по исполнительному производству № от 01 октября 2015г. в нарушение ст. 6, ст. 64, ст. 105 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве», ст. 14 Федерального закона № 118-ФЗ «О судебных приставах», без уважительных причин не исполнила исполнительный документ, содержащий требования неимущественного характера - исполнительный лист ВС № 018168146 от 20 мая 2013 года выданный Кемским городским судом республики Карелия по делу № 2-87/2013, вступившему в законную силу 16 мая 2013 года, о возложении на администрацию Кемского муниципального района (определение Кемского городского суда № 13-30/2017 от 01 марта 2017 года о замене стороны должника в исполнительном производстве) обязанности получить проектно-сметную документацию на строительство водопроводных сетей со следующим местоположением: <адрес> <адрес> и построить перечисленные водопроводные сети.
В связи с неисполнением администрацией Кемского муниципального района требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 23 октября 2015 года в соответствии с положением ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Постановлением старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия от 6 марта 2019 года № администрация Кемского муниципального района привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. 13 августа 2019 года, 24 декабря 2019 года, 25 июня 2020 года, 07 июля 2020 года, 20 августа 2020 года администрация Кемского муниципального района привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
12 марта 2021 года и.о. главы администрации Кемского муниципального района вручено требование № от 12 марта 2021 года об исполнении судебного решения сроком исполнения до 19 апреля 2021 года включительно. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что 20 апреля 2021 года, по истечении вновь установленного для исполнения решения суда срока после наложения административного штрафа, решение суда не исполнено без уважительных причин.
Исполнение решения Кемского городского суда № от 10 апреля 2013 года подразумевает строительство объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Представитель администрации Кемского муниципального района Тюленев А.В., действующий на основании доверенности с протоколом не согласился, просил прекратить производство по делу по тем основаниям, что в обосновании квалификации инкриминируемого администрации деяния по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении указано, что «исполнение решения Кемского городского суда № от 10 апреля 2013 года подразумевает строительство объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения», то есть не конкретизировано, какие именно специальные условия, определенные нормативными актами при отсутствии ссылок на таковые, нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности, допущено ошибочное вольное толкование возложенных на администрацию судебным решением обязанностей.
В протоколе об административном правонарушении не отражен факт привлечения администрации к административной ответственности по постановлению Кемского городского суда от 1 февраля 2021 года № по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за аналогичное правонарушение, которым совершенное деяние переквалифицировано на часть 2 ст. 17.15 КоАП РФ в связи с тем, что в исполнительном документе отсутствуют требования имущественного характера связанные с соблюдением требований в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа.
По смыслу диспозиции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, срок для исполнения судебного решения должен быть установлен вновь после привлечения лица к административной ответственности, что предполагает обязательное наличие в описательной части протокола об административном правонарушении ссылки на последнее постановление о привлечении лица к административной ответственности, после вступления в силу которого вновь установлен срок для исполнения судебного решения, а именно - на постановление Кемского городского суда от 1 февраля 2021 года № 5-35/2021, поскольку после вынесения предыдущих постановлений о привлечении к административной ответственности, судебным приставом-исполнителем уже устанавливались сроки для исполнения судебного решения. В протоколе об административном правонарушении № 88/21/1003-АП ссылка на постановление Кемского городского суда республики Карелия от 1 февраля 2021 года № 5-35/2021 отсутствует, вследствие чего объективная сторона правонарушения указана не полностью. Таким образом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом, осуществляющим производство по настоящему делу не установлено наличие события административного правонарушения.
В отношении постановлений о привлечении к административной ответственности от 06 марта 2019 года, 13 августа 2019 года и 24 декабря 2019 года, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, администрация является не подвергавшейся административному наказанию.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, администрацией принимались меры для выполнения решения суда.
Заслушав представителя администрации Кемского муниципального района, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2.1. статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 113 названного Федерального закона).
Из материалов дела усматривается, что решением Кемского городского суда республики Карелия от 10 апреля 2013 года, вынесенным по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кемского городского поселения о понуждении к совершению определенных действий (дело 2-87/2013г.), вступившим в законную 13 мая 2013 года, на администрацию Кемского городского поселения была возложена обязанность с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 205 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в срок до 1 сентября 2015 года получить проектно-сметную документацию на строительство водопроводных сетей со следующим местоположением: <адрес> построить перечисленные водопроводные сети в срок до 1 июня 2016 года.
На основании исполнительного листа выданного Кемским городским судом республики Карелия №, судебным приставом исполнителем отдела судебных приставов по Кемскому району УФССП России по республике Карелия 1 октября 2015 года возбуждено исполнительное производство №.
Определением Кемского городского суда от 1 марта 2017 года произведена замена должника в исполнительном производстве по гражданскому делу № с администрации Кемского городского поселения на администрацию Кемского муниципального района.
Постановлением № от 06 марта 2019 года начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Кемскому району УФССП России по республике Карелия администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлением № от 13 августа 2019 года начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Кемскому району УФССП России по республике Карелия администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением № от 24 декабря 2019 года начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Кемскому району УФССП России по республике Карелия администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением № от 25 июня 2020 года начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Кемскому району УФССП России по республике Карелия администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением № от 09 июля 2020 года начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Кемскому району УФССП России по республике Карелия администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением № от 20 августа 2020 года начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Кемскому району УФССП России по республике Карелия администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно требованию судебного пристава-исполнителя УФССП России по республике Карелия полученному администрацией Кемского муниципального района 12 марта 2021 года администрация обязывалась в срок до 19 апреля 2021 года включительно исполнить решение суда. Решение суда не исполнено, что подтверждается актом об обнаружении правонарушения от 22 апреля 2021года.
26 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Кемского муниципального района составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, ввиду чего следует, что администрацией Кемского муниципального района совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Деяние, выразилось в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, что образует объективную сторону состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации Кемского муниципального района к административной ответственности соблюдены.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа, размер которого определяет с учетом всех вышеуказанных обстоятельств дела отсутствия смягчающих обстоятельств и наличия отягчающих обстоятельств в минимальном размере. Применение наказания в виде приостановления деятельности суд не считает необходимым с учетом возможности устранения нарушений без приостановления деятельности администрации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вступившим в законную силу 11 января 2015 года, реализовано названное постановление Конституционного Суда РФ, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо рассматривающие дела об административных правонарушениях или жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, тяжелым имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также принимая во внимание социальную значимость возложенных на администрацию обязанностей, степень вины администрации в совершении вменяемого правонарушения, суд считает возможным назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2.1. ст. 17.15 КоАП РФ и назначить администрации Кемского муниципального района наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Относительно доводов представителя лица привлекаемого к административной ответственности касающихся отсутствия в протоколе конретизации специальных условий которые были нарушены лицом, суд полагает необходимым разъяснить, что норма предусмотренная ч.2.1. ст. 17.15 КоАП РФ не является отсылочной нормой в которой содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям, ввиду чего должностное лицо составляющее протокол не обязывалось при описании объективной стороны правонарушения указывать ссылки на какие-либо конкретные нормы иных законодательных актов.
В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья относится к приоритетным объектам защиты государства.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения направлена на достижение, в том числе цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства(ч.1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям(ч.2). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч.3).
Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что обеспечение населения водой (в том числе питьевой) является обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что верно указано в протоколе об административном правонарушении.
Довод о «вольном толковании возложенных на администрацию обязанностей», суд не принимает во внимание, поскольку из содержания протокола об административном правонарушении следует, что администрацией без уважительных причин не исполнены установленные решением суда требования неимущественного характера о получении проектно-сметной документации и строительстве водопроводных сетей.
Описывая обязательный признак состава правонарушения выражающийся в том, что неисполненное требование должно быть связано с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, должное лицо составившее протокол указало, что невыполнение установленных решением суда требований, подразумевающих под итогом исполнения судебного решения, завершение строительства и как обязательное требование к завершению строительства ввод объекта в эксплуатацию, связано с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
У суда нет оснований полагать, что судебным приставом, при описании события правонарушения ошибочно было указано другое обстоятельство при котором наступает административная ответственность, поскольку в ином случае ответственность наступает за неисполнение должником исполнительного документа содержащего требования неимущественного характера, связанные с соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию. То есть требований к качеству осуществленной работы и материалам.
Довод представителя лица привлекаемого к административной ответственности о том, что в протоколе об административном правонарушении не отражен факт привлечения администрации к административной ответственности на основании постановления Кемского городского суда от 1 февраля 2021 года по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ поскольку по смыслу ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ срок для исполнения судебного решения должен быть установлен вновь после привлечения лица к административной ответственности, для чего необходима ссылка на последнее постановление о привлечении лица к административной ответственности не может быть признан обоснованным, поскольку диспозиция ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ таких условий не предусматривает. Закон не устанавливает обязательным условием перед каждым новым установлением срока для исполнения решения суда привлекать лицо к административной ответственности, количество возможных установлений новых сроков (выставления требований), после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, законом не ограничено. Кроме того законодатель, предусматривая ответственность за невыполнение требований исполнительного документа содержащего требования неимущественного характера связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения после вновь установленного срока для исполнения не связывает должностное лицо указанием на определенное (первое, последнее) постановление о наложении штрафа. Так же законодатель не ставит возможность установления судебным приставом-исполнителем нового срока для исполнения решения суда в зависимость от истечения сроков предусмотренных ст. 4.6 КоАП РФ.
Возражения представителя лица привлекаемого к административной ответственности об отсутствии оснований для привлечения администрации к ответственности ввиду отсутствия вины не принимается во внимание поскольку администрацией не приняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда в течение значительного срока.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать администрацию Кемского муниципального района виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Штраф необходимо уплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель – Управление Федерального казначейства по республике Карелия (Управление Федеральной службы судебных приставов по республике Карелия л/с 04061785040), ИНН 1001048550, КПП1010101, КБК32211610121010001140, ОКТМО 86612000, Банк получателя отделение НБ Республика Карелия Банк России/ УФК по республике Карелия г. Петрозаводск, БИК018602104, расчетный счет 03100643000000010600, назначение платежа: оплата долга по АД № 88/21/10003-АП от 26.04.2021 в отношении администрации Кемского муниципального района/// УИН 32210003210000088016; ИП01.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия с подачей жалобы через Кемский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Хольшев
Резолютивная часть постановления
объявлена 18 мая 2021 года