2-894/18 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
31 октября 2018 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца Салахова Г.С., представителя истца Захаренковой Р.Н., представителя ответчика Федоровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салахова Галандара Солтанмахмуда оглы к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) об обязании назначить досрочную пенсию по старости с 24 июня 2017 года, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Салахов Г.С.о. обратился в суд с иском к УПФР в Усть-Вымском районе об обязании назначить страховую пенсию по старости с 24.06.2017, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб.
В обоснование указал, что первоначально обратился с заявлением о назначении пенсии 26.01.2017, однако ему было отказано в связи с недостаточностью требуемого стажа. В дальнейшем ответчик не уведомил его о наступлении права на получение пенсии с 24.06.2017, в связи с чем заявление о назначении пенсии повторно он подал лишь 16.04.2018, что привело к назначению пенсии в более поздний срок, а также причинило ему нравственные страдания.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что определение даты назначения страховой пенсии по старости законно и обоснованно, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на предъявленных требованиях, представитель ответчика иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела <Номер>, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон "О страховых пенсиях").
Согласно п.6 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Установлено, что Салахов Г.С.о. является получателем страховой пенсии по старости с 16.04.2018 по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях".
Ранее, 26.01.2017 Салахов Г.С.о. обращалсялся в УПФР в Княжпогостском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением от 26.04.2018 <Номер> Управление отказало ему в установлении пенсии в связи с недостаточностью требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как усматривается из решения <Номер> от 26.04.2017 истцу установлен страховой стаж <...> год <...> мес. <...> дн., а также стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом МКС – <...> лет <...> мес. <...> дн.
Вступившим в законную силу решением Удорского районного суда от 21.12.2017 Салахову Г.С.о. отказано в досрочном назначении пенсии с 24.02.2017, поскольку у истца отсутствовал требуемый стаж работы в РКС.
Согласно ст.22 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н, предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
В силу п.18 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п.19 Правил).
В соответствии с п.42 Правил в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Таким образом, назначение пенсии носит заявительный характер. Обязанности органа ПФР сообщать в решении об отказе в назначении пенсии дату, с которого у заявителя возникнет право на пенсию, ни Закон "О страховых пенсиях", ни Правила не содержат.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что истец обращался в УПФР в Княжпогостском районе либо к ответчику с заявлением о предоставлении сведений о дате возникновения права на пенсию по старости, и ему в этом было отказано.
Кроме того, в материалах гражданского дела <Номер> имеется копия предварительных результатов расчета стажа, в которых указано, что требуемый возраст заявителя для назначения пенсии составляет 55 лет 04 месяца (л.д.50), с данными материалами истец был ознакомлен (л.д.129). Из протокола заседания суда апелляционной инстанции от 26.02.2018 следует, что истцу была разъяснена необходимость повторного обращения с заявлением территориальный отдел Пенсионного фонда для назначения пенсии. Однако Салахов Г.С.о. обратился с заявлением о назначении пенсии лишь 16.04.2018.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец 24.06.2017 с заявлением о назначении пенсии к ответчику не обращался, при этом пенсионное законодательство не возлагает на ответчика обязанность уведомлять граждан о времени наступления права на соответствующую пенсию, суд находит исковые требования Салахов Г.С.о. к УПФР в Усть-Вымском районе об обязании назначить страховую пенсию по старости с 24.06.2017 необоснованными.
Как отмечается в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" иски о нарушении пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, в связи с чем, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п.2 ст.1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Поскольку требование Салахова Г.С.о. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 руб. является производным от основного требования о нарушении права на своевременное получение пенсии, постольку правовые основания для его удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Салахова Галандара Солтанмахмуда оглы к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) об обязании назначить досрочную пенсию по старости с 24 июня 2017 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.Е. Ермаков |
Мотивированное решение составлено 05 ноября 2018 года.
|
|
|
|
|
|
|