Решение по делу № 2-1029/2019 от 12.07.2019

Дело № 2-1029/2019 02 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Лощевской Е.А.,

при секретаре Аксеновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в г. Архангельске гражданское дело по иску Мамонтова <А.В.> к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Мамонтов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) о взыскании недоплаченной заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что с 01 апреля 2017 года работает у ответчика в должности <должность>. В соответствии с трудовым договором рабочим местом определен адрес: Архангельская область, о. Новая Земля, п. Северный, расположенный в районе Крайнего Севера – острова Северного Ледовитого океана. Истцу, в соответствии с локальными нормативными актами ответчика, за добросовестный и эффективный труд, ежемесячно, помимо оклада и иных выплат, начислялась и выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата, на которую ответчиком не начислялась и не выплачивалась северная надбавка и районный коэффициент, предусмотренные статьями 315-317 Трудового кодекса РФ, статьями 10-11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В связи невыплатой районного коэффициента и северной надбавки на стимулирующую выплату у ответчика имеется задолженность перед истцом за период с апреля 2017 года по ноябрь 2018 года в размере 832 092 рублей 38 копеек. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который оценивается им в 20 000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 832 092 рублей 38 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей 00 копеек, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 11 500 рублей 00 копеек.

Истец Мамонтов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца ФИО1 в ходе судебного разбирательства требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительные доводы изложенные представителем истца в письменном виде, по его ходатайству приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Направил возражения на исковое заявление, в которых указал на то, что локальными нормативными актами Учреждения выплата дополнительного материального стимулирования в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала поставлена под условие выплаты не только при добросовестном и эффективном труде работника, а также при условии экономии фонда оплаты труда и доходов Учреждения от приносящих доход видов деятельности. В связи с чем, начисленная работникам данная выплата производится с применением к ней районного коэффициента и северной надбавки. Фонд оплаты труда, за счет экономии которого производится выплата стимулирующей надбавки, сформирован с учетом районного коэффициента и северной надбавки, следовательно, произведенные выплаты уже включают в себя районный коэффициент и северную надбавку. Кроме того, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем пятым части 1 ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном объеме причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.

Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные правовые положения содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Из материалов дела следует, что истец Мамонтов А.В. с 01 апреля 2017 года принят на работу в должности <должность>. Местом работы работника является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Рабочее место работника находится в районе Крайнего Севера – острова Северного Ледовитого океана (п.п. 1.2, 1.4 трудового договора).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно разделу 6 трудового договора, за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается должностной оклад в размере 6030 рублей в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени (п. 6.1). За работу в районах Крайнего Севера работнику устанавливается районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0 в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6.2). За работу в районах Крайнего Севера работнику устанавливается процентная надбавка к заработной плате в размере 100 % в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6.3). Работнику предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором (п. 6.7).

В судебном заседании установлено, следует из расчетных листков, что в рассматриваемый период истцу ежемесячно, за исключением межвахтовых периодов, начислялась и выплачивалась в различных суммах дополнительная стимулирующая выплата за счет бюджета.

Разрешая требования истца, с учетом дополнительных доводов, приведенных представителем истца Кобяковым В.А. о необходимости начисления северной надбавки и районного коэффициента на указанную дополнительную стимулирующую выплату, суд приходит к следующему.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 3), который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда) (пп. «г» п. 5).

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 49 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Согласно п. 11.1 указанного Положения, экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных настоящим положением, направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу настоящим Положением.

Из Приложения № 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23 апреля 2014 года и п. 12.3 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России следует, что фонд оплаты труда, за счет экономии средств которого производится выплата дополнительного материального стимулирования, сформирован с учетом выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями и районных коэффициентов.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 50 предусмотрено осуществление работникам Учреждения дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в 2017 года в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Приложение № 1).

Пунктом 1.3 Положения (Приложение № 1 к приказу № 50) устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности.

Пунктом 2.1 Положения (Приложение № 1 к приказу № 50) прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником Учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).

Утверждение представителя истца о том, что при формировании фонда оплаты труда районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера на вакантные должности не начисляется, построена на ошибочном толковании раздела 12 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Приложение к приказу № 49). Так, из пунктов 12.1, 12.3 указанного Положения следует, что расчет фонда оплаты труда составляется на очередной календарный год, при его формировании учитываются показатели (по состоянию на 1 октября, года, предшествующего планируемому): а) численность гражданского персонала Учреждения, предусмотренная штатами, б) должностные оклады, в) выплаты компенсационного характера, в том числе и в местностях с особыми климатическими условиями, г) выплаты стимулирующего характера. При этом последний абзац подпункта «б» пункта 12.3 Положения, на который конкретно ссылается представитель истца, не распространяется на начисление компенсационных выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, т.к. названные выплаты поименованы в подпункте «в» п. 12.3 Положения и ограничений по ним (вакантная либо заполненная должность) не установлено.

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно на протяжении длительного периода и учитывалось работодателем при расчете отпускных и иных выплат, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет именно источник формирования выплаты, а именно – денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № 50, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в силу правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № 50, оснований для применения к спорной выплате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется, в связи с чем, исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за период с апреля 2017 года по ноябрь 2018 года в размере 832 092 рублей 38 копеек, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов, как производные от основного требования, удовлетворению не подлежат.

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, при отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по существу, определяющего значения не имеет.

Поскольку судом установлено отсутствие указанного истцом нарушения его прав со стороны Учреждения, основания для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ, судебных расходов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Мамонтова <А.В.> к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Лощевская

2-1029/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Мамонтов А.В.
Кобяков В.А.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
primsud.arh.sudrf.ru
12.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2019Передача материалов судье
12.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Судебное заседание
05.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее