Решение по делу № 33-540/2015 (33-12645/2014;) от 17.12.2014

Судья - Толпышева И.Ю.

Дело № 33- 540

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой Н.В.

судей Петуховой Е.В., Пьянкова Д.А.

при секретаре Кармановой Ж.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 21 января 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:

иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Гостевой Ю.С. в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах Гостевой Ю.С. в суд с иском к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», МТУ № 4 Министерства социального развития о возложении обязанности по предоставлению Гостевой Ю.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в границах Чернушинского муниципального района либо с ее согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Гостева Ю.С. относится к числу лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. По информации МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края от 08.08.2014 года Гостева Ю.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению    жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время Гостева Ю.С. закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет.

Просил возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Гостевой Ю.С. благоустроенное жилое помещение в границах Чернушинского муниципального района либо с её согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Прокурор Сагитова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Гостева Ю.С. в суде требования поддержала, пояснила, что в настоящее время обучается в Краевом политехническом колледже в г. Чернушка, на период учебных занятий ей предоставлено общежитие, однако на период каникул и праздничных дней, она вынуждена выезжать из общежития к месту регистрации, в дом к бывшему опекуну в с. ****. Хотела бы получить жилое помещение на территории Чернушинского района, на предоставление жилья в другом районе не согласна.

Ответчик - Правительство Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направил, в письменных возражениях на иск указал, что Правительство Пермского края с заявленными требованиями не согласно в полном объеме.

Ответчик - КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд представителя не направил, письменных возражений на иск не представил.

Ответчик - МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края, извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Представил письменные пояснения по иску.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.

Правительство Пермского края со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Гостевой Ю.С. на предоставление жилья территорией Чернушинского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.

От прокуратуры Чернушинского района Пермского края поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах, изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом Гостева Ю.С., /дата рождения/, то есть на дату обращения с исковым заявлением, 16 сентября 2014 года, достигла 18 лет.

Решением Чернушинского районного суда от 14 ноября 2001 года мать Гостевой Ю.С. - Г. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д. 11-12).

Из справки ОЗАГС администрации Чернушинского района следует, что сведения об отце в актовую запись о рождении Гостевой Ю.С. внесены со слов матери (л.д.14).

Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 08 июня 2005 года установлен факт признания О., умершим 17 октября 2003 года, отцовства в отношении Гостевой Ю.С.

Постановлением администрации Чернушинского района Пермского края от 27 марта 2003 года № 535 несовершеннолетняя Гостева Ю.С. передана в приемную семью С. (л.д.8).

По информации администрации Чернушинского муниципального района Гостева Ю.С. с 06 октября 2003 года состояла в очереди на улучшение жилищных условий (л.д. 17).

Гостева Ю.С. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: ****.

Жилое помещение по адресу: ****, на праве собственности принадлежит С. (л.д. 18).

Истец обучается в ГБОУ СПО «***» по профессии делопроизводитель, форма обучения: дневная, очная, срок обучения с 01.09.2012 г. по 2015 г.

Решением комиссии МТУ №4 МСР Пермского края от 24 апреля 2013 года Гостева Ю.С. включена в список детей - сирот, имеющих право на получение жилья специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на 2015 год в связи с учебой в учреждениях профессионального образования (л.д. 7).

Согласно уведомлению Росреестра в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах

Гостевой Ю.С. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

По данным Чернушинского филиала ГУП «ЦТИ» объектов недвижимости за Гостевой Ю.С. не зарегистрировано.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, учитывая, что Гостева Ю.С, как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Гостева Ю.С. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что на дату вынесения решения Гостева Ю.С. жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.

При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией Чернушинского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.

Местом жительства Гостевой Ю.С. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Чернушинский муниципальный район.

Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ей жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Гостевой Ю.С. жилого помещения на территории Чернушинского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 ноября 2014 г. ставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-540/2015 (33-12645/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Чернушинского района в интересах Гостевой Юлии Сергеевны
Гостева Ю.С.
Ответчики
Правительство П.к.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Петухова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
21.01.2015Судебное заседание
22.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2015Передано в экспедицию
21.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее