Решение по делу № 2а-434/2021 от 12.05.2021

Дело № 2а-434/2021

44RS0001-01-2021-000058-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2021года г. Волгореченск Костромской области

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Соловьёвой Н.Б.,

при секретаре Ларионовой И.В.,

с участием представителя административного истца Титовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации городского округа город Волгореченск Костромской области к судебному приставу исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа город Волгореченск Костромской области обратилась в Нерехтский районный суд Костромской области с указанным административным иском в обоснование заявленных требований указав, что на основании судебного решения от 26 мая 2020 года администрация городского округа город Волгореченск Костромской области обязана предоставить М. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся на территории городского округа город Волгореченск. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 8 сентября 2020 года должнику - администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено истцом 22 сентября 2020 года. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке администрацией не исполнены, в связи с чем, по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем в отношении администрации вынесено постановление от 22 октября 2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация полагает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием субвенций из областного бюджета в бюджет городского округа город Волгореченск Костромской области на приобретение жилого помещения. Административным истцом указано, что оформление сделки по приобретению жилого помещения или осуществления строительства объекта недвижимости и предоставление его взыскателю во исполнение решения суда требует большего, чем пять дней количества времени. Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, является департамент строительства ЖКХ и ТЭК Костромской области. Распределение субвенций между муниципальными районами Костромской области осуществляется в соответствии с законодательством Костромской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. 5 ноября 2020 года между администрацией и департаментом строительства ЖКХ и ТЭК Костромской области заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа г. Волгореченск Костромской области субвенции в целях финансового обеспечения расходных обязательств Костромской области по выполнению переданных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. В решении Думы городского округа г. Волгореченск от 24 декабря 2019 года № 90 «О бюджете городского округа г. Волгореченск Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» 26 ноября 2020 года внесены изменения, предусматривающие бюджетные ассигнования на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2020 году в размере 1706,472 руб. Приобретение квартиры осуществлялось Администрацией с соблюдением процедур, установленных ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг». Который предусматривает обязательные сроки проведения процедуры проведения электронного аукциона, которые были соблюдены. 7 декабря 2020 года Администрацией заключён муниципальный контракт на приобретение квартиры в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. 16 декабря 2020 года произведена оплата в счет исполнения указанного договора. Приобретенное жилое помещение подлежит включению в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы городского округа г. Волгореченск, а в дальнейшем заключение договора социального найма с М.

Истец просит освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области об исполнительском сборе от 22 октября 2020 года, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства в размере 50000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца администрация городского округа город Волгореченск Костромской области Титова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Административные ответчики СПИ МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карпова О.А., УФССП России по Костромской области уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовали. Желания участвовать в судебном заседании не выразили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Заинтересованное лицо – взыскатель М.., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, желания участвовать в судебном заседании не выразил.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 года № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Судом установлено, что решением Нерехтского районного суда Костромской области от 26 мая 2020 года по гражданскому делу на администрацию городского органа город Волгореченск Костромской области возложена обязанность предоставить М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда городского округа город Волгореченск Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда городского округа город Волгореченск Костромской области.

Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 26 мая 2020 года вступило в законную силу 10 августа 2020 года, обращено к принудительному исполнению путем выдачи взыскателю исполнительного листа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 09 октября 2020 года возбуждено исполнительное производство от 8 сентября 2020 года в отношении администрации городского округа город Волгореченск Костромской области.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 22 октября 2020 года вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа город Волгореченск Костромской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей за неисполнение должником без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, т.е. в течение 5 дней с даты получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из решения Думы городского округа город Волгореченск от 24.12.2020 г. № 90 «О бюджете городского округа город Волгореченск Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в размере 1706,472 рубля.

Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В рассматриваемом случае обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства по предоставлению жилого помещения М.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы административному истцу на основании Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», в связи с чем, жилое помещение М. должно быть приобретено за счет средств бюджета городского округа город Волгореченск Костромской области.

Приобретение жилых помещений может производиться только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и напрямую зависит от перечисления из областного бюджета денежных средств в достаточном размере.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.

При этом, следует отметить, что администрация городского округа город Волгореченск является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится по статьям экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Закон Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда; принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.

Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам по итогам аукционов.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.

Городскому округу город Волгореченск Костромской области предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в размере 1706,472 рублей.

Принимая во внимание, что у администрации городского округа город Волгореченск Костромской области отсутствуют свободные жилые помещения, которое может быть предоставлено М.., финансирование обязательств администрации городского округа город Волгореченск Костромской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Доказательств того, что требования исполнительного документа не исполнены в связи с недобросовестным поведением должника и при обстоятельствах, когда очевидно такое исполнение могло иметь место, суду не представлено.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

При определении степени вины администрации городского округа город Волгореченск Костромской области в неисполнении решения суда, суд оценивает доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о недостаточности средств местного бюджета для незамедлительного исполнения судебного постановления.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации городского округа город Волгореченск Костромской области к судебному приставу исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа город Волгореченск Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об исполнительском сборе от 22 октября 2020 года , принятому к исполнению в рамках исполнительного производства в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.Б. Соловьёва

Решение принято в окончательной форме 24 июня 2021 года.

Судья Н.Б. Соловьёва

2а-434/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского округа г. Волгореченск
Ответчики
Карпова Ольга Александровна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
Другие
Мольков Сергей Андреевич
Суд
Нерехтский районный суд Костромской области
Судья
Соловьева Надежда Борисовна
Дело на странице суда
nerehtsky.kst.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
12.05.2021Передача материалов судье
12.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021Дело оформлено
27.07.2021Дело передано в архив
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее