Решение по делу № 2-194/2024 от 23.04.2024

Дело № 2-194/2024

УИД 11RS0012-01-2024-000339-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Ивановой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

05 июня 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Сурикова В.А. к администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми, администрации сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма

установил:

        Суриков В.А. обратился в суд к администрации МР «Прилузский» с иском об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по степени благоустройства применительно к условиям с. Объячево, площадью не менее 40,50 кв.м., находящегося в черте населенного пункта с. Объячево Прилузского района Республики Коми, отвечающее установленным требованиям, состоящее не менее двух жилых комнат, на состав семьи из одного человека. Исковые требования мотивированы тем, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Оньмесь, <адрес>, которое на основании заключения межведомственной комиссией от 23.03.2016 года признано непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии от 01.08.2018 года многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. В республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда данный дом не включен. После признания дома авариными прошло более 5 лет, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, Более того, в 2021 года в результате пожара дом уничтожен полностью. Иного жилья истец не имеет, в то же время в д. Оньмесь отсутствует возможность трудоустройства. Постановлением АМР «Прилузский» от 01.04.2021 года истец принят на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий под . Полагая свои жилищные права нарушенными, Суриков В.А. обратился в суд с настоящим иском.

         В ходе рассмотрения дела, на основании определения Прилузского районного суда от 23.05.2024 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация СП «Объячево» МР «Прилузский» Республики Коми.

В судебном заседании Суриков В.А. не присутствует, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, для участия в деле направил представителя.

Представитель истца – адвокат Можегов Р.В., действующий на основании ордера от 07.05.2024 года и доверенности от 14.03.2024 года, в судебном заседании на удовлетворении иска Сурикова В.А. настаивает.

Представители ответчика администрации МР «Прилузский» Пименов М.А., действующий на основании доверенности от 21.05.2024 года, Туголукова М.Ю., действующая на основании доверенности от 06.05.2024 года, в судебном заседании с требованиями истца не согласны по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель администрации СП «Объячево» в судебном заседании не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. До начала судебного заседания предоставлен отзыв на исковое заявление о несогласии с иском, также просили о рассмотрении дела без участия представителя администрации.

Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика АМР «Прилузский», исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Сурикова В.А. , суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Материалами дела установлено, что 20.08.2015 года между администрацией МР «Прилузский» в лице директора ООО УО «Партнер» (наймодатель) и ФИО6 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которого нанимателю и членам её семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат в квартире общей площадью 40,50 кв.м., расположенное по адресу: Республика Коми, Прилузский район, пст. Оньмесь, <адрес>, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: внук Суриков В.А.

30.11.2017 года договор социального найма на указанное жилое помещение заключен между МО СП «Ношуль» (наймодатель) и Суриковым В.А. (наниматель).

В ходе обследования вышеуказанного жилого помещения 23.03.2016 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением АМР «Прилузский» от 14.12.2011 года , от 16.03.2016 года выявлена неравномерная осадка фундамента, деформация стен, образование щелей в вертикальных стыках между щитами, уклоны пола

В тот же день, 23.03.2016 года межведомственная комиссия на основании акта обследования, вынесла заключение , о том, что квартира дома по ул. <адрес> в д. Оньмесь, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в части п. 33 Положения и непригодна для постоянного проживания.

19.03.2018 года межведомственная комиссия приняла заключение о несоответствии дома по ул. <адрес> в д. Оньмесь требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признана его непригодным для проживания.

Межведомственная комиссия 01.08.2018 года вынесла заключение о том, что дом по ул. <адрес> в д. Оньмесь является аварийным и подлежащим сносу.

Согласно решения Совета СП «Ношуль» от 28.11.2019 года , выписке из реестра, жилой дом по ул. в д. Оньмесь входит в состав муниципального жилищного фонда МО МР «Прилузский».

Справкой, выданной ОНД и ПР Прилузского района, от 01.02.2021 года установлено, что в квартире дома по ул. <адрес> в д. Оньмесь Прилузского района Республики Коми произошел пожар, в результате которого дом огнём уничтожен полностью.

На основании постановления администрации МР «Прилузский» от 01.04.2021 года Суриков В.А. принят на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в категорию «лица, утратившие жилые помещения в результате пожаров или чрезвычайных ситуаций» составом семьи 1 человек, с 03.03.2021 года.

Согласно информации, представленной органами местного самоуправления, в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья дом, в котором расположено жилое помещение истца, не включен.

В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МР «Прилузский», администрации СП «Объячево» Суриков В.А. не состоит, малоимущим не признан.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями, либо решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов на территории сельских поселений.

        Согласно пп. 4 п. 2 ст. 9 Устава муниципального района "Прилузский» Республики Коми, принятого решением Совета муниципального района "Прилузский" от 19.02.2021 г. N VI-06/10, к иным вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Решением Совета муниципального района «Прилузский» от 09.12.2022 года № VI – 19/3 «О передаче части полномочий администрации муниципального района «Прилузский» администрациям сельских поселений муниципального района «Прилузский» Республики Коми на 2023 год», полномочия по ведению в установленном порядке учета и постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, переданы от администрации МР «Прилузский», в том числе, администрации СП «Объячево». В то же время, исходя из указанного решения, полномочия по предоставлению жилых помещения по договорам социального найма, не переданные администрации СП «Ношуль», остались в ведении администрации МР «Прилузский».

Таким образом, на администрацию МР «Прилузский» возложены полномочия по обеспечению проживающих в сельском поселении «Ношуль» и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях социального найма. В свою очередь, аналогичные полномочия возложены на администрацию СП «Объячево» по обеспечению проживающих в сельском поселении «Объячево» и нуждающихся в жилых помещениях граждан.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно положению части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ред. от 30.07.2018), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, при предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо соблюдение общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилья по данному виду договора и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, предусмотренных частью 2 статьи 49 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В этой связи для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение и имеет ли он возможность до решения вопроса о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.

При таком положении способом защиты прав истца в том случае, если будет установлено, что проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья, является обращение к ответчику с заявлением о предоставлении ему для временного проживания жилого помещения маневренного фонда (ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).

        Из материалов дела усматривается, что Сурикову В.А. администрация МР «Прилузский» письмом от 22.06.2023 (л.д. ) сообщила о наличии возможности предоставить ему для временного проживания жилые помещения маневренного жилищного фонда, расположенные в с. Ношуль (2 квартиры) и в п. Вухтым (2 квартиры), разъяснив право на обращение с заявлением о постановке на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Однако, истец с соответствующим заявлением в адрес ответчика не обращался, правом на переселение в жилое помещение маневренного фонда в предложенные жилые помещения не воспользовался.

При этом, представитель истца в судебном заседании пояснил, что Суриков В.А. однозначно отказывается от предлагаемых жилых помещений маневренного жилищного фонда в с. Ношуль и в п. Вухтым, поскольку проживает и работает около 20 лет в с. Объячево, кроме того, маневренный фонд носит не постоянный, а временный период проживания в нем.

Также в судебном заседании представитель истца указал, что истец проживает и имеет регистрацию по месту пребывания на условиях безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, ул<адрес>, квартира предоставлена истцу его сестрой.

По словам представителя истца, жилым помещением, расположенным в д. Оньмесь, <адрес>, истец до пожара пользовался как дачным домом, приезжал круглогодично на выходные.

С учетом изложенного, поскольку истец не состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимых доказательств тому, что он относится к категории малоимущих граждан, а также о наличии у него объективной нуждаемости в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела суду не представлено, то, вопреки позиции стороны истца, наличие одного лишь факта признания ранее занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Более того, как следует из иска, Суриков В.А. просит администрацию МР «Прилузский» представить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма по степени благоустройства применительно к условиям с. Объячево Прилузского района Республики Коми.

       В соответствии часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

        При этом, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

         Отсюда, учитывая, что жилое помещение, признанное непригодным для проживания, находилось в д. Оньмесь Прилузского района, т.е. на территории СП «Ношуль», у суда не имеется оснований возлагать на администрацию МР «Прилузский» обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения, расположенного в черте с. Объячево, поскольку, полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма на территории СП «Объячево» находятся в ведении администрации СП «Объячево».

        Также, поскольку Суриков В.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации СП «Объячево» не состоит; жилой дом, непригодный для проживания расположен на территории СП «Ношуль», вследствие чего у администрации СП «Объячево» отсутствует обязанность по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма на территории с. Объячево.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Сурикова В.А., заявленных к администрации МР «Прилузский», администрации СП «Объячево» у суда не имеется, а потому в удовлетворении иска, последнему надлежит отказать.

Ссылка стороны истца на судебную практику несостоятельна, поскольку преюдициального значения в данном случае не имеет.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

        Исковое заявление Сурикова В.А. к администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми, администрации сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

        Председательствующий

2-194/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Суриков ВАлерий Александрович
Ответчики
АСП "Объячево"
Администрация муниципального района "Прилузский"
Другие
Можегов Роман Владимирович
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Морокова О.В.
Дело на сайте суда
priluz.komi.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее