Дело №а-№/2021
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«18» ноября 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Охота Я.В.,
при секретаре - ФИО9,
с участием представителя административных истцов – ФИО7,
представителя административного ответчика – ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> административное дело по административному иску ФИО4, ФИО5, ФИО7 и ФИО6 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, заинтересованные лица ФИО2 и финансовый управляющий ФИО3 об оспаривании действий по исключению недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административные истцы обратился в суд с указанным административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по исключению Жилищного кооператива «Новый Свет» (ОГРН 1169102082731, ИНН 9103081512) из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица; возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения о Жилищном кооперативе «Новый Свет» (ОГРН 1169102082731, ИНН 9103081512) как о действующем юридическом лице.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцы являются кредиторами указанного юридического лица, и в связи с неисполнением перед ним обязательств имущественного характера, истцы полагали нарушенными их права.
Представитель административных истцов в судебном заседании просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика МИФНС № по <адрес> просил в удовлетворении иска отказать, указывая на законность действий инспекции при совершении оспариваемых действий.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.
Изучив доводы административного иска, заслушав доводы представителя административных истцов, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 62 указанного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что административные истцы являются лицами, в пользу которых Жилищный кооператив «Новый Свет» не исполнил обязательства имущественного характера, что подтверждается расписками и договорами оплаты взносов с последующим предоставления жилого помещения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Жилищный кооператив «Новый Свет» был зарегистрирован 07.09.2016 года за ОГРН 1169102082731, ИНН 9103081512.
Физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является председатель правления ФИО2.
Адресом регистрации юридического лица является: 298600, <адрес>, офис 2.
ДД.ММ.ГГГГ года Межрайонной ИФНС № по <адрес> в отношении Жилищного кооператива «Новый Свет» сформированы следующие справки: о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой последняя дата предоставления документов отчетности от ДД.ММ.ГГГГ; об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, в соответствии с которой последние даты операций по расчетному счету: №.
ДД.ММ.ГГГГ года Инспекцией принято Решение № о предстоящем исключении Жилищного кооператива «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ - при наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Сообщение о принятом регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ решении № опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» (часть 2 №(791) от ДД.ММ.ГГГГ/727).
В публикации были указаны сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявлений от заинтересованных лиц в срок (3 месяца, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ), предусмотренный п. 4 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ в Инспекцию не поступило.
Сведения, размещенные в Едином государственном реестре юридических лиц, а также публикуемые в «Вестнике государственной регистрации» являются общедоступными.
После чего, на основании п.7 ст.22 Закона №129-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ Регистрирующим органом в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись за ГРН 2209100336311 об исключении ЖК «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, предусматривая, в частности, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица (непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету) регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 143-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1346-О и др.), правовое регулирование, установленное данной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Положение пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Поскольку кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением недействующего юридического лица - ЖК «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ (трех месяцев с даты проведения упомянутой публикации в Вестнике государственной регистрации), заявлений в регистрирующий орган направлено не было, в Едином государственном реестре юридических лиц была внесена запись о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении недействующего юридического лица.
Истцы, как лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ЖК «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имели возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ЖК «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить ЖК «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ЖК «Новый Свет» из Единого государственного реестра юридических лиц нарушены их права, не имеется.
Таким образом, регистрирующий орган в полной мере исполнил положения законодательства, регулирующие порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по основаниям указанным подпунктом пункта 1 ст.21.1 Закона №129-ФЗ.
Также из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что наличие предусмотренных в ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц предполагает принятие такого решения, только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Каких-либо данных о том, что представители ЖК «Новый Свет» после и во время принятия решения регистрирующего органа, фактически осуществляли свою деятельность либо иным образом взаимодействовали с участниками гражданского оборота, суду не предоставлено.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения прав и интересов административного истца, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; оснований полагать, что в связи с указанным права административного истца нарушены, иным образом созданы препятствия к их осуществлению, не имеется.
Наличие у ЖК «Новый Свет» неисполненных обязательств перед кредиторами не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена.
Неблагоприятные последствия бездействия кредиторов не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Также истец не лишен права на реализацию своих имущественных притязаний посредствам предъявления требований в порядке субсидиарной ответственности к лицам, контролирующим должника.
Таким образом, оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства, суд находит имеющимися основания к отказу в удовлетворении требований, в том числе по мотивам статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца; указанной совокупности в настоящем административном деле не установлено; судебным рассмотрением установлено отсутствие оснований к выводу о незаконности действий административных ответчиков; при таких данных, оснований полагать, что административные ответчики действовали незаконно, не имеется. Соответственно отсутствуют основания и к выводу о наличии повода для понуждения административного ответчика совершить действия по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ЖК «Новый Свет».
Обстоятельства, на которые ссылается административные истцы, не являются безусловными основаниями для признания оспариваемый действий незаконными.
Руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░5, ░░░7 ░ ░░░6 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░