по делу № 2-769/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№33-3482/2023
21 февраля 2023 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Ибрагимовой И.Р.
Индан И.Я.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Ахмедьяновой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Благовещенского межрайонного прокурора ФИО5 в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в лице его законного представителя ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. Благовещенского межрайонного прокурора обратился с иском (с учетом уточнения) в интересах ФИО1, дата года рождения, в лице его законного представителя ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании денежных средств. Просит суд обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата года рождения медицинскими изделиями - датчиками (сенсорами) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности, обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» предоставить ФИО1, дата года рождения рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - датчиков (сенсорами) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности, взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» в пользу ФИО1, дата года рождения расходы на приобретение медицинских изделий - датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) в размере 112250 руб. В обоснование исковых требований указал, что с 2018 года ФИО1, дата года рождения наблюдается в детской поликлинике ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ с диагнозом: «Сахарный диабет 1 типа», с дата ему установлена инвалидность. дата решением врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» несовершеннолетнему рекомендовано использование непрерывного мониторинга глюкозы, рецепт на который сотрудники ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» ему не выдают. В настоящее время несовершеннолетний указанным медицинским изделием не обеспечен. В целях устранения вышеуказанных нарушений дата в адрес главного врача ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» внесено представление, которое рассмотрено, но право ребенка на лекарственное обеспечение до настоящего времени не обеспечено. Учитывая наличие у несовершеннолетнего сахарного диабета 1 типа, статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость ребенка по жизненным показаниям в постоянном и длительном обеспечении медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг), назначение данного медицинского изделия по рекомендации врача для лечения вышеуказанного заболевания, промедление в обеспечении данным медицинским изделием и организации лечения несовершеннолетнего, нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, он должен получать квалифицированную медицинскую помощь, необходимые лекарственные средства и медицинские изделия надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
Исковые требования и.о. Благовещенского межрайонного прокурора ФИО5 (с учетом уточнений) в интересах несовершеннолетнего в интересах в интересах ФИО1, дата года рождения, в лице его законного представителя ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании денежных средств – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата года рождения, медицинскими изделиями - датчиками (сенсорами) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения, - ФИО2 понесенные расходы на приобретение медицинских изделий – датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) в размере 26940 рублей.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» предоставить ФИО1, дата года рождения, рецепты бесплатные на медицинские изделия – датчики (сенсоры) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения, - ФИО2 понесенные расходы на приобретение медицинских изделий – датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) в размере 80820 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Исполнение решения суда производить с учетом соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принимая незамедлительные меры, направленные на исполнение решения суда, не допуская виновных просрочек в принятии соответствующих эффективных действий и решений.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указав, что Минздрав организует приобретение медицинских препаратов и изделий исключительно в рамках Федерального закона «О контрактной системе с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которым определен порядок действий по закупке тех или иных товаров, процедура приобретения медицинского изделия занимает порядка 35 дней, что делает неисполнимым решение суда в части немедленного исполнения. Исковые требования прокурора фактически противоречат действующему законодательству, направлены на расширение перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р. Помимо этого требования прокурора о немедленности исполнения решения суда понуждается Минздрав РБ к нарушению действующего федерального законодательства из-за невозможности исполнить решение немедленно. Решение противоречит действующему законодательству ввиду отсутствия сенсоров НМГ в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р. Стандарт лечения предусматривает критерий 0,8, 0,3, что свидетельствует о том, что 8 из 10 детей больных диабетом рекомендовано использование сенсоров НМГ, но это не значит, что должно осуществляться бесплатное обеспечение за счет средств бюджета Российской Федерации или Республики Башкортостан. Это значит, что родителям рекомендовано использование сенсоров НМГ за свой счет в качестве дополнительного средства самодиагностики наряду с использованием тест-полосок, которые в отличие от сенсоров включены в Перечень медицинских изделий № 3053-р и предусмотрены к бесплатному обеспечению пациентов. Согласно Перечню (приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890) при амбулаторном лечении диабета отпускаются по рецептам врачей бесплатно: лекарственные средства, инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новапен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики. Медицинские изделия для проведения непрерывного мониторинга гликемии не входят в перечень отпускаемых медицинских изделий бесплатно. Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (НМГ) является медицинской услугой и относится к лабораторным методам исследования, которые осуществляются в стационарах больниц (круглосуточных, дневных), а также в дневных стационарах поликлиник (амбулаторно-поликлиническая помощь). Врачебной комиссией медицинской организации, на диспансерном учете которой состоит истец назначения по использованию системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови (НМГ) в том числе сенсоров в системе непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям не сделаны. В решении врачебной комиссии указано, что истцу рекомендовано использование НМГ, что само по себе не является основанием для бесплатного получения истцом системы НМГ и сенсоров к ней. Судом не дана надлежащая наличию вины Минздрава Республики Башкортостан в части необеспечения истца указанными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами. Отсутствие заявки от медицинской организации означает отсутствие вины Минздрава Республики Башкортостан в причинении убытков, так как подача заявки является уведомлением от медицинской организации о необходимости обеспечить истца, удовлетворенная сумма судом в размере 80 820 рублей является необоснованной по взысканию с Минздрава Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО7 и законного представителя ФИО1 – ФИО2, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, действующего в интересах ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ФИО1 права на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения в виде датчиков (сенсоров) к системе непрерывного мониторинга глюкозы, в связи с чем, возложил на Министерство здравоохранения РБ обязанность обеспечить ее указанными медицинскими изделиями.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В период спорных отношений по вопросу обеспечения ФИО8 медицинскими изделиями действовала утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при заболеваниях эндокринной системы.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 N 805 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в адрес на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни эндокринной системы.
Оговорено, что оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется на основе стандартов медицинской помощи в соответствии с условиями и порядками оказания медицинской помощи по ее видам, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 г. N 169 утвержден Порядок организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
В данном Порядке предусмотрено, что он регулирует вопросы обеспечения отдельных групп и категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Башкортостан, имеющих право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Расходы по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан осуществляются за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах выделяемых на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Под участниками обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения понимаются Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ), государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан "Медицинский информационно-аналитический центр", медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (далее - медицинские организации), аптечные (фармацевтические) организации - исполнители услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - аптечная организация), организации оптовой торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения - поставщики таких препаратов и изделий.
Порядок взаимодействия участников обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения утверждается Минздравом РБ.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения граждане обращаются в медицинские организации по месту жительства.
Имеющиеся у ФИО1 заболевания (диабет) включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 перечень социально значимых заболеваний, при этом в Перечне отпускаемых бесплатно лекарственных средств и изделий медицинского назначения предусмотрены средства диагностики.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения – 365.
Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения «сахарного диабета 1 типа у детей», также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.
Из положений пунктов 3.4.8, 3.4.8.4 Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 18 июня 2019 г. № 1079-Д, следует, что врач (фельдшер) медицинской организации, имеющий право выписки рецептов на ЛП для ОНЛП, РЛО, определяет потребность в ЛП по врачебному участку в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами (медицинскими изделиями), предусмотренными стандартами оказания медицинской помощи, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим заболеваниями эндокринной системы, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и применение средств диагностики (Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890).
Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, дата года рождения, является ребенком-инвалидом.
Согласно выписке из истории болезни ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» ФИО1 с дата. был рекомендован ежедневный мониторинг глюкозы.
Из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» №... от дата. усматривается, что ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» дата с диагнозом: сахарный диабет 1 тип. Пациент получает постоянную заместительную инсулинотерапию. Имеет социальный статус ребенок-инвалид. В соответствии с клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей (2021г.) с целью снижения риска осложнений сахарного диабета рекомендуется проведение регулярного контроля глюкозы. Контроль проводится с использованием НМГ. Врачебной комиссией назначено ФИО1 проведение непрерывного мониротинга гликемии 4-6 раз в сутки.
Таким образом, материалами дела подтверждается нуждаемость ФИО1 в системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг).
На основании изложенного, суд правильно применил приведенные нормы материального права в их взаимосвязи к спорным отношениям, вследствие чего пришел к обоснованному выводу о том, что расходные материалы к системе НМГ - датчики относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены ФИО1 бесплатно.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что нуждаемость ФИО1 в заместительной инсулиновой терапии с системой круглосуточного мониторинга гликемии по медицинским показаниям подтверждена, что и послужило основанием для установки системы круглосуточного мониторинга гликемии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 года № 3053-р в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецепту врачей, средства НМГ не входят и являются лишь дополнительным средством самодиагностики наряду с использованием тест-полосок, не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку врачебной комиссией установлена необходимость круглосуточного мониторинга уровня глюкозы в крови, в свою очередь датчики к этой системе являются расходными материалами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение является заведомо неисполнимым, поскольку немедленное исполнение не может быть произведено в связи с необходимостью соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не могут служить основанием для отмены принятого решения в указанной части, поскольку непринятие своевременных мер по обеспечению инвалида необходимыми лекарственными средствами может повлечь ухудшение его состояния.
Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения РБ о том, что врачебная комиссия не вынесла решение по назначению ФИО1 по жизненным показаниям по использованию системы непрерывного мониторинга глюкозы, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку в силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Между тем, в данном случае лекарственные средства и медицинские изделия, обязанность по обеспечению которыми на ответчика возложил суд предусмотрены Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 22н.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания убытков с Министерства здравоохранения РБ, поскольку от ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ поступали заявки на приобретение системы НМГ не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку в суд апелляционной инстанции представлена заявка, направленная министру здравоохранения дата №..., из которой следует, что главный врач Благовещенской ЦРБ информировал Минздрав РБ о необходимости обеспечения истца указанными медицинскими изделиями, между тем, Министерством здравоохранения РБ не предпринимаются все необходимые меры для закупки указанной системы, в связи с чем, взыскание убытков с Министерства здравоохранения РБ, как органа, обязанного обеспечивать указанную категорию людей бесплатными медицинскими изделиями, является обоснованным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
судьи И.Р. Ибрагимова
И.Я. Индан
Справка: федеральный судья Вакилова К.В.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.