Дело № 2а-1633/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля в2018 г. Новосибирск
ФСОЮ Железнодорожного района г. Новосибирск в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Харитоновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению АО «Тандер» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области о признании незаконным и отмене в части предписания,
Установил:
АО «Тандер» обратилось в суд с административным исковым заявлением. В обоснование административного иска указано, что Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области проведена внеплановая выездная проверка магазина «Магнит» по адресу: ***. В ходе проверки установлено наличие фактов превышения уровня звуков и звукового давления в жилой комнате квартиры № ** по адресу: ***, установленных СанПиН 2.1.2.2645-10, а также были выявлены нарушения СП 2.3.6.1066-01. По итогам проверки Управлением Роспотребнадзора по НСО было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений ** от ****. Указывают, что на момент проверки, а также в настоящее время загрузка продуктов в указанный магазин осуществляется с торца здания из закрытого дебаркадера.
Просят суд отменить п. 2 предписания Роспотребнадзора по НСО ** от **** в части возложения на АО «Тандер» обязанности предусмотреть загрузку продуктов с торца зданий, не имеющих окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, со стороны магистралей.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме; дополнили основания требований тем, что предписание является неконкретным, а возможность его исполнения находится в прямой зависимости от волеизъявления третьих лиц, поскольку реконструкция здания в целях переоборудования существующего дебаркадера либо оборудования подземного тоннеля требует соответствующих одобрений собственника арендуемого ими помещения и общего собрания собственников помещений МКД.
В судебном заседании представители административного ответчика просили в удовлетворении исковых требований отказать; указали, что на основании обращения гражданина в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка. Установлено, что деятельность общества по осуществлению торговли в магазине, расположенном в здании жилого дома, нарушает гигиенические нормативы по шуму; загрузка продуктов производится с торца здания, где расположены окна квартир, в связи с чем административному истцу было выдано оспариваемое предписание.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, АО «Тандер» осуществляет эксплуатацию нежилого помещения, расположенного в жилом *** в ***, для использования под предприятие торговли в розницу продуктами питания; **** Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области в адрес АО «Тандер» вынесено предписание, п.2 которого на Общество возложена обязанность предусмотреть загрузку продуктов с торца зданий, не имеющих окон, либо из подземных тоннелей, либо закрытых дебаркадеров, ил со стороны магистралей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Ст. 39 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.01 г. N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (далее - СП 2.3.6.1066-01).
П. 2.2 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами "Общественные здания и сооружения", "Жилые здания".Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения; при размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.
В соответствии с п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений; согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.****-10) помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.
Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается; загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей; загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 м2.
Установив, что в нарушение перечисленных выше нормативных положений ответчик - субъект предпринимательской деятельности в сфере торговли - осуществляет торговую деятельность с нарушением установленных санитарно-эпидемиологических требований, в частности, в нарушение требований п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 и п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 загрузка товара организована с торца жилого дома, имеющего окна жилых помещений, что административным истцом не оспаривается, и ухудшает условия проживания граждан в данном жилом доме и создает потенциальную угрозу для их жизни и здоровья, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого предписания и необоснованности административного иска.
Заключая договор аренды помещения, АО «Тандер» осуществляло предпринимательскую деятельность на свой страх и риск и, убедившись в невозможности использования помещения в соответствии с требованиями закона, было вправе отказаться от его использования при осуществлении указанной деятельности, либо (по возможности) приспособить помещения к эксплуатации в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Довод административного истца о том, что загрузка товаров осуществляется ими с соблюдением п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, из закрытого дебаркадера, является необоснованным.
Используемые в п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 понятия "дебаркадер" и "закрытый дебаркадер" напрямую ни в каких нормативных актах не раскрываются. В этой связи судом для определения того, что понимать под закрытым дебаркадером, используются Правила безопасности и производственной санитарии на предприятиях розничной торговли, утвержденные Приказом Минторга СССР от 20.12.78 г. N 295, согласно которым под закрытым дебаркадером понимается закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин. Представленное административным истцом т.н. экспертное заключение ООО «Феникс» не свидетельствует о том, что сооружение из сборно-разборных конструкций, оборудованное в крыльце здания, через которое выполняется загрузка товаров, соответствует всем необходимым признакам закрытого дебаркадера.
Наличие в действующем законодательстве иного определения понятия "закрытый дебаркадер", отличного от того, что дается в указанном Приказе, административным истцом не доказано; напротив, аналогичное понятие "закрытого дебаркадера" содержится в действующих нормативных актах - Межотраслевых правилах по охране труда в общественном питании, утвержденных Постановлением Минтруда России от 24 декабря 1999 N 52 (п. 8.31), и Правилах охраны труда на торговых складах, базах и холодильниках, утвержденных Комитетом РФ по торговле от 28 июня 1993 N 44 (пункты 4.1.52, 4.1.74, 4.1.92).
Таким образом, поскольку административным истцом не доказано, что загрузка товаров осуществляется им в закрытом дебаркадере (закрытом помещении, оборудованном воротами и приточно-вытяжной вентиляцией для удаления выхлопных газов автомобилей) и что возведенное ими на месте, где осуществляется загрузка товаров, временное сооружение из сборно-разборных конструкций, обрамленное гофрированными металлолистами, является закрытым дебаркадером и защищает жильцов дома от шума и выхлопных газов (именно указанную цель и преследует закрытый дебаркадер при осуществлении загрузки с торца дома, имеющего окна жилых помещений), довод административного истца о соблюдении им при загрузке товара требований п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 является несостоятельным.
Осуществление деятельности с нарушением обязательных для применения санитарно-эпидемиологических требований, в частности, осуществление загрузки товаров в нарушение требований п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, притом что названные Правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иными словами, надлежащие санитарно-эпидемиологические условия для проживания граждан в доме, в котором имеется помещение общественного назначения, могут быть обеспечены лишь при соблюдении требований СанПиН 2.1.2.2645-10, безусловно, ухудшает условия проживания граждан в жилом доме и создает потенциальную угрозу для их жизни и здоровья.
Обжалуемым предписанием на ответчика не возложена обязанность по проведению в отношении арендуемых помещений каких-либо работ, требующих согласия собственника помещений и собственников помещений МКД. Обязывая административного истца предусмотреть загрузку товаров в соответствии с требованиями законодательства, Роспотребнадзор по существу запретил АО «Тандер» осуществлять загрузку товаров в том месте, где она осуществляется в настоящее время с нарушением требований п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Руководствуясь ст.ст.175, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления АО «Тандер» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда.
Судья: подпись