Судья суда 1-ой инстанции |
Дело № 33-8931/2023 |
Благодатная Е.Ю. |
УИД 91RS0003-01-2022-002564-76 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.09.2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи |
Крапко В.В., |
Судей |
Корсаковой Ю.М., Чистяковой Т.И., |
при секретаре |
Рыжкине Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 13.07.2023 года по иску Варняк О.К. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта, имеющего юридическое значение, признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Варняк О.К. обратилась в суд с иском к органу пенсионного обеспечения, в котором просила: установить факт принадлежности ей следующих документов: трудовой книжки б/н от 19.08.1958 года и вкладыша к трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии и возложении обязанности принять к расчету страховые периоды при расчете ей страховой пенсии, как указанные, так и не указанные в трудовой книжке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Бериславском педагогическом училище; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Сталькоммуновской начальной школе; с 06.08.1957 по ДД.ММ.ГГГГ - работа в П-Константиновкой семилетней школе; с 15.10.1958 по ДД.ММ.ГГГГ -работа в школе рабочей молодежи Б. Копайской средней школы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Б. Копайской семилетней школе №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Саговской восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Цюрупинской спецшколе-интернат; период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р.; и назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав его тем, что Управлением, при рассмотрении вопроса о назначении страховой пенсии, не были учтены вышеназванные периоды в виду разночтений, неполноты, а также неточностей, содержащихся в трудовой книжке и соответствующем вкладыше.
Решением Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 13.07.2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым № 458484/22 от 16.03.2023 года.
Установлен факт принадлежности Варняк О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки б/н, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, вкладыша к трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в общий страховой стаж Варняк О.К. следующие периоды:
с 01.09.1951 по 30.06.1955 года - учеба в Бериславском педагогическом училище;
с10.08.1955 по 05.08.1957 года - работа в Сталькоммуновской начальной школе;
с 06.08.1957 по 25.08.1958 года - работа в П-Константиновкой семилетней школе;
с 15.10.1958 по 18.08.1959 года - работа в школе рабочей молодежи Б. Копайской средней школы № 1;
с 14.01.1959 по 30.04.1959 года - работа в Б. Копайской семилетней школе №2;
с 18.08.1959 по 31.08.1967 года - работа в Саговской восьмилетней школе;
с 01.09.1967 по 01.06.1987 года - работа в Цюрупинской спецшколе- интернате;
период ухода за ребенком 19.09.1960 года рождения.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность установить Варняк О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ « О страховых пенсиях» с 12.12.2022 года и произвести перерасчет страховой пенсии по старости за период с 12.12.2022 года, с учетом полученной ею социальной пенсии за период с 12.12.2022 года.
В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, орган пенсионного обеспечения подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам, изложенным в отказном решении органа пенсионного обеспечения.
Участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Подлинность представленных в материалы дела светокопий сторонами не оспаривалась, к тому же они всецело согласуются с документами, содержащимися в выплатном деле истца.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом, Варняк О.К. родилась ДД.ММ.ГГГГ, является гражданкой РФ с получением паспорта гражданина РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Варняк О.К. ранее получала пенсию по возрасту на территории иностранного государства, на что она ссылалась при обращении в орган пенсионного обеспечения и, что не оспаривалось сторонами.
Истец, будучи гражданской РФ, обратилась ДД.ММ.ГГГГ года к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости приложив, кроме прочего трудовую книжку, вкладыш к трудовой книжке, свидетельство о рождении ребенка, а также документ об образовании.
Решением органа пенсионного обеспечения № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости.
При этом органом пенсионного обеспечения было отказано в учете следующих периодов трудоустройства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Бериславском педагогическом училище, поскольку периоду не предшествовали и (или) за ними не следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые осуществлялась уплата (начисление) страховых взносов в ПФ РФ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Сталькоммуновской начальной школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в П-Константиновкой семилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в средней школе №. Также, запись об увольнении внесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек ж предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ №: отсутствует номер приказа об увольнении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в семилетней школе №. Также, запись о приеме внесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек ж предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ №: отсутствует номер приказа об увольнении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в Саговской школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Цюрупинской спецшколе-интернат; период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения - поскольку периоду не предшествовали и (или) за ними не следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые осуществлялась уплата (начисление) страховых взносов в ОСФР по Республике Крым.
С ДД.ММ.ГГГГ Варняк О.К. является получателем социальной пенсии по старости на основании ч.1 ст. 11 Закона №166-ФЗ (в силу достижения возраста).
Трудовая книжка содержит все достаточные данные для идентификации её владельца, орган пенсионного обеспечения не опровергал относимыми и допустимыми доказательствами факта принадлежности таковой истцу.
Из трудовой книжки истца следует, что она была трудоустроена: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Сталькоммуновской начальной школе; с 06.08.1957 по ДД.ММ.ГГГГ - работа в П-Константиновкой семилетней школе; с 15.10.1958 по ДД.ММ.ГГГГ - работа в школе рабочей молодежи Б. Копайской средней школы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Б. Копайской семилетней школе №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Саговской восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Цюрупинской спецшколе-интернат.
Представленная трудовая книжка последовательна в своем содержании, в ней отсутствует наложение периодов трудоустройства.
Представленная трудовая книжка истца б/н оформлена ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в графе год рождения её получателя указано «ДД.ММ.ГГГГ года».
В соответствии с представленным вкладышем в Трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ в графе год рождения его получателя указано «ДД.ММ.ГГГГ года».
На титульном листе трудовой книжки указано, что выдана она на имя Тимошенко О.К. Имеется запись о том, что фамилия изменена в связи со вступлением в брак согласно свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ. Проставлена дата внесения записи, подпись и печать. Во вкладыше в трудовую книжку указана фамилия «Варняк» после предыдущего указания фамилии «Тимошенко».
Указанное согласуется с представленным повторным свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ серии I-КГ № (актовая запись №, дата вступления в брак – ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельством о рождении серии II-КГ №.
Первый период работы истицы в трудовой книжке датирован ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Датой выдачи также указано ДД.ММ.ГГГГ.
Рождению ребенка: Варняк С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., предшествовала и следовала после, трудовая деятельность, отраженная в трудовой книжке, имеющейся в распоряжении органа пенсионного обеспечения.
Диплом об окончании образовательного учреждения в 1955 году был выдан Тимошенко О.К. ДД.ММ.ГГГГ с регистрационным №.
Профиль полученного образования всецело согласуется с трудовой деятельностью и периодом начала её осуществления.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеются надлежащие и допустимые доказательства полноты представленных органу пенсионного обеспечения сведений о страховом стаже для целей реализации социальных прав.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Перечень юридических фактов, установленный ч.2 ст. 264 ГПК РФ не является исчерпывающим.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 264 ГПК РФ, суд имеет право устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В трудовую книжку и вкладыш к ней внесены сведения, которые согласуются с дипломом об образовании, к тому же, паспортные данные согласуются со свидетельством о браке заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае достаточным способом восстановления прав истца будет являться разрешение вопроса о допустимости указанного в трудовой книжке периода трудоустройства в учет страхового стажа с установлением факта принадлежности соответствующей трудовой книжки и вкладыша к ней истцу, который кем-либо не опровергается и усматривается из материалов дела.
К тому же суд учитывает факт нахождения указанных трудовой книжки и вкладыша к ней во владении истца.
Разночтения в фамилии заявителя и дате рождения, указанные в трудовой книжке и вкладыше к ней были устранены в полном объеме в порядке проведения судебного заседания.
Право на страховую пенсию по старости указано в соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Аналогичные положения установлены и Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н (ред. от 15.12.2022) "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Аналогичные положения содержатся и в Приказе Минтруда России от 05.08.2021 N 546н (ред. от 15.12.2022) "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2021 N 65405).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом, документом, подтверждающим, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, является трудовая книжка гражданина, документ, выданный работодателем.
Таким образом, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов.
Трудовой книжкой работодателя указано на подтверждение факта трудоустройства в спорные периоды.
Таким образом, периоды работы, а равно и размер заработка граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов при подтверждении их в соответствии с действующим на территории РФ правовым регулированием (Аналогичная правовая позиция изложена в Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 81-КГ18-18).
При наличии не оспоренных сведений из трудовой книжки и вкладыша к ней у органа пенсионного обеспечения отсутствовали основания к непринятию указанного в ней страхового стажа и размера заработка до 1987 года, как это указано в соответствующих записях.
С учетом приведенного, судебная коллегия считает необходимым указать, что истец предоставила органу пенсионного обеспечения имеющиеся у неё сведения о трудоустройстве, которые обоснованно сочла достаточными.
Иных оснований, кроме как порочности представленных трудовой книжки и вкладыша к ней органом пенсионного обеспечения не указано, в связи с чем, предметом судебной проверки являются исключительно таковые.
К правоотношениям с участием граждан государств, являющихся членами Содружества Независимых Государств, применяются также положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22 января 1993 г. в г. Минске государствами - членами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и вступившей в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г. (далее - Минская конвенция).
Согласно вышеуказанной Конвенции, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Кроме того, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения).
Относимых и допустимых доказательств порочности предоставленной трудовой книжки и вкладыша к ней, органом пенсионного обеспечения не представлено.
Доводы ответчика о том, что в спорные периоды до 1987 года, не подтверждена работа истца безосновательны, в частности ответчик не представил в обоснование своих возражений доказательств, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, или позволяли бы суду прийти к иному выводу при разрешении спора.
Данных о наличии иного лица, трудоустроенного у работодателя, указанного в трудовой книжке ответчиком также не предоставлено.
Судебная коллегия, учитывая последовательное внесение записей о трудоустройстве, приходит к выводу об обоснованности требований истца в части необходимости включения в расчет страховых прав сведений о периоде трудоустройства до 1987 года на территории СССР.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что орган пенсионного обеспечения фактически неправомерно отказал в зачете истцу в стаж при расчете пенсии сведения о периоде трудоустройства до 1987 года на территории СССР.
Отказывая в принятии трудового стажа из представленной к расчету трудовой книжки и вкладыша к ней, орган пенсионного обеспечения фактически лишил истца права на реализацию своих социальных прав, в том числе и путем зачета в страховой стаж периодов, указанных в трудовой книжке, для расчета страховой пенсии.
Обязанность по ведению и заполнению трудовых книжек законодателем возлагалась на работодателя. В связи с чем, не читаемость печати на одной из последовательных записей, а также незначительные исправления и неточности, не искажающие существо содержания трудовой книжки, в виду длительного срока хранения документа, при иных установленных судебным рассмотрением обстоятельствах, не могут ставиться в вину работнику.
Без отмены состоявшегося решения, сводящегося к отказу в реализации пенсионных прав, суд правильно посчитал невозможным восстановить права заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности принять для расчета страховой пенсии по старости истцу вышеуказанные сведения о страховом стаже, а также произвести повторно расчет страховой пенсии по старости истцу с учетом таковых с момента возникновения соответствующего права. Требования были удовлетворены с момента возникновения соответствующего права.
Согласно статье 22 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. N 1-369-18 издано письмо (далее - Письмо), разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в СССР.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 г., регистрационный N 497, официально опубликован в газете "Российские вести" 1 марта 1994 г.
Абзацем шестым п. 1 Письма предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответной стороной, получение паспорта гражданина Российской Федерации имело место в декабре 2022 года, выплата пенсии на территории иностранного государства прекращена истцу, с её слов с апреля-мая 2022 года, соответственно необходимо учитывать вышеуказанные обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в остальном выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 13.07.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
Судьи:
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.09.2023 года