Дело №2а-235/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 г. с. Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Падериной А.В., с участием представителя административного истца Воротниковой Л.Р., представителя заинтересованного лица Бужеева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Муниципального образования «Татауровское» сельское поселение к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадыровой Т. С., Управлению ФССП по Республике Бурятия о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от его взыскания
установил:
Обращаясь в суд, Администрация МО «Татауровское» СП просит признать незаконным постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадыровой Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации МО «Татауровское» СП как с должника по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., освободить Администрацию МО «Татауровское» СП от его взыскания. Истец указал, что оспариваемое постановление было вынесено судебным приставом без учета имеющихся уважительных причин неисполнения должником требования исполнительного документа, судебном приставу была предоставлена информация о том, что проведены кадастровые работы, поставлен на кадастровый учет и оформлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок под кладбищем в <адрес>, но в ходе кадастровых работ было выявлено, что земельные участки под кладбищами в <адрес> расположены на землях гослесфонда, по этому основанию в согласовании указанных земельных участков РАЛХ отказал.
В судебном заседании глава МО «Татауровское» СП Воротникова Л.Р. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении, дополнительно привела довод об отсутствии денежных средств в бюджете поселения.
Представитель заинтересованного лица помощник прокурора Бужеев А.А. с исковыми требованиями не согласился, по уменьшению исполнительского сбора должнику не возражал.
В судебное заседание административный ответчик заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадырова Т.С., представитель административного ответчика УФССП России по РБ не явились, о рассмотрении дела извещены, об отложении судебного заседания не просили, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46)
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее по тексту также Федеральный закон) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном указанным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст. 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 7, 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, которыми являются, в том числе и судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 – 6.1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроки. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8). Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. (ч. 11) Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (ч. 12) Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. (ч. 17)
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Согласно ст. 105 Федерального закона в случаях неисполнения должником требований совершить определенные действия, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, определении от 2 апреля 2015 г. №654-О, постановлении от 19 января 2017 г. №1-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Исходя из положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц на Администрацию МО «Татауровское» СП возложена обязанность поставить на кадастровый учет и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, занятые кладбищами, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Ш.А.П. в отношении должника Администрации МО «Татауровское» СП возбуждено исполнительное производство №-ИП, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, при этом должник был предупрежден, что при наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику необходимо в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя, также должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор – <данные изъяты> руб..
Получение Администрации МО «Татауровское» СП ДД.ММ.ГГГГ постановления судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП. о возбуждении в отношении должника Администрации МО «Татауровское» СП исполнительного производства №-ИП и ДД.ММ.ГГГГ требования об исполнении исполнительного документа административным истцом при рассмотрении настоящего дела не оспаривается, материалы исполнительного производства содержат соответствующие сведения.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадыровой Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации МО «Татауровское» СП по исполнительному производству №-ИП взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, непредставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок. ДД.ММ.ГГГГ постановление вручено должнику Администрации МО «Татауровское» СП.
Как установлено при рассмотрении дела в указанный в решении суда срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования исполнительного документа должником Администрацией МО «Татауровское» СП исполнены не были, земельные участки, занятые кладбищами в <адрес>, на кадастровый учет не поставлены и право постоянного (бессрочного) пользования на них не оформлено.
Бремя доказывания отсутствие вины в неисполнении исполнительного документа, наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника. В данном деле Администрацией МО «Татауровское» СП не представлено каких-либо доказательств о наличии таких обстоятельств, доказательств исполнения им требований исполнительного документа в установленный решением суда срок, а также не представлено доказательств осуществления им в пределах указанного срока конкретных мер, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке.
Так, из материалов дела следует, что о расположении земельных участков под кладбищами в <адрес> на землях гослесфонда Администрации МО «Татауровское» СП стало известно в ДД.ММ.ГГГГ отказы Республиканского агентства лесного хозяйства и Прибайкальской районной администрации получены Администрацией МО «Татауровское» СП в ДД.ММ.ГГГГ после этого каких-либо сведений о действиях Администрации МО «Татауровское» СП по разрешению возникших обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено ни в исполнительное производство, ни при рассмотрении настоящего дела. При этом Администрация МО «Татауровское» СП в суд за отсрочкой исполнения решения суда не обращалась.
Ссылаясь на отсутствие денежных средств в бюджете поселения, административный истец (должник по исполнительному производству) не приводит какие-либо доводы и доказательства о том, что у него не имелось иных способов исполнения возложенной обязанности, в т.ч. путем принятия организационных мер для обращения к уполномоченному органу по вопросу изменения категории земли под кладбищами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадыровой Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации МО «Татауровское» СП исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству №-ИП и отсутствии оснований для освобождения Администрации МО «Татауровское» СП от взыскания исполнительского сбора.
При этом суд находит возможным применить к истцу положения ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с учетом степени его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения Администрации МО «Татауровское» СП уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП на одну четверть от установленного размера <данные изъяты> руб., то есть до <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации Муниципального образования «Татауровское» сельское поселение к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадыровой Т. С., Управлению ФССП по Республике Бурятия о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП УФССП по РБ Кадыровой Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству №-ИП, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. отказать.
Уменьшить Администрации Муниципального образования «Татауровское» сельское поселение размер исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП до <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горковенко С.В.