РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 2 сентября 2015 года.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре судебного заседания Еркаловой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт» (далее – ОАО «Красноярскнефтепродукт») обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> равной их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2011 года в размере <данные изъяты> соответственно.
Заявление мотивировано тем, что кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их реальную рыночную стоимость, чем нарушаются права общества как плательщика арендной платы и земельного налога.
В ходе рассмотрения дела ОАО «Красноярскнефтепродукт» заявленные требования уточнило. Просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в размере <данные изъяты> соответственно.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц – Правительства Красноярского края, администрации города Красноярска, администрации <данные изъяты>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ОАО «Красноярскнефтепродукт» Токарева П.В., поддержавшего заявленное требование, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами; кадастровая стоимость может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12). Кадастровая стоимость также может быть установлена путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18). При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (часть 2 статьи 3). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15). При осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённого объекта недвижимости, внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости такого объекта является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (части 1 и 2 статьи 24.19).
Как видно из материалов дела, ОАО «Красноярскнефтепродукт» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, <данные изъяты>, входящий в категорию земель населенных пунктов, разрешённое использование – «эксплуатация автозаправочной станции», его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> (том 1, л.д. 37-43, 47, 98).
Такая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 года установлена в приложении N 1 (таблица 33, строка 4601), утверждённом постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N <данные изъяты> «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
Также заявитель на основании договоров аренды, заключённых с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, пользуется земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу: <данные изъяты> и земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу: <данные изъяты> По условиям договоров аренды ОАО «Красноярскнефтепродукт» обязано вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемых участков (т. 1, л.д. 13 -24, 25-36).
По сведениям из государственного кадастра недвижимости данные участки отнесены к категории земель населённых пунктов; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> (т.1, л.д. 20, 32).
Сведения о первом из них внесены в государственный кадастр недвижимости 3 мая 2012 г., о втором – 19 июня 2012 г. Эти участки в перечень объектов, государственная кадастровая оценка которых утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N <данные изъяты> не вошли, поскольку на момент формирования такого перечня (на 1 января 2011 года) не были сформированы.
Их кадастровая стоимость была определена органом кадастрового учёта. Причём кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменялась; оспариваемая заявителем стоимость определена в связи с внесением 8 августа 2012 г. в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешённого использования данного участка (т.1, л.д. 46, т. 2, л.д. 49-50).
Следовательно, датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> следует считать 8 августа 2012 года, а земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 19 июня 2012 года.
19 мая 2015 года ОАО «Красноярскнефтепродукт» обращалось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, однако данное заявление комиссия отклонила (том 2, л.д. 28-32).
По заключениям проведённых по делу судебных экспертиз от 14 августа 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2011 года определена в размере <данные изъяты> (т.3, л.д. 1-81); земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 8 августа 2012 года – <данные изъяты> рублей (т. 3 л.д. 82-156); земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 19 июня 2012 года – <данные изъяты> рублей (т.2, л.д. 122-196).
Суд не находит оснований не согласиться с приведёнными выводами экспертов. Эти выводы подробно мотивированы, а эксперты имеют необходимую квалификацию. Доказательств, опровергающих данные выводы, заинтересованными лицами не представлено.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
ОАО «Красноярскнефтепродукт» является плательщиком арендной платы и земельного налога, для определения которых используется кадастровая стоимость земельного участка. Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов нарушают права заявителя, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Сведения о новой кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Датой подачи ОАО «Красноярскнефтепродукт» заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату его обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть 19 мая 2015 года.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
заявление ОАО «Красноярскнефтепродукт» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: Красноярский край, <данные изъяты> <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 1 января 2011 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости размере <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 8 августа 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>. <данные изъяты> равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 19 июня 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> считать 19 мая 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.