Решение по делу № 2-20/2021 от 10.08.2020

Дело № 2-20/2021                                  УИД 50RS0029-01-2020-003301-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                               г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кичиной Т.В.,

при секретаре судебного заседания Подгорной ФИО9.

с участием представителя истцов ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одушкиной ФИО11, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Коваленко ФИО16, ФИО12 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения не относящимся к специализированному жилищному фонд, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

        Истцы Одушкина ФИО13 действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО14, Одушкин ФИО17 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения не относящимся к специализированному жилищному фонд, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просят: признать жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> не относящимся к специализированному жилищному фонду; признать за Одушкиной ФИО18, Одушкиным ФИО19 ФИО20 и ФИО21 право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма; признать за Одушкиной ФИО22, Одушкиным ФИО23 и ФИО24 право общей долевой собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.

         Исковые требования заявлены по тем основаниям, что Одушкина ФИО25 является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> на основании ордера Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № выданного её бывшему мужу Одушкину ФИО26 в составе семьи супруга и сын. С рождения ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире также проживает несовершеннолетняя дочь Одушкиной ФИО27. - ФИО28.

        ДД.ММ.ГГГГ Одушкина ФИО29. обратилась в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о заключении договора социального найма. Однако получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ г. № , в котором указано, что данное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и в силу п. 3 ст. 92 ЖК РФ не подлежит отчуждению.

        Истцы открыто используются данным жилым помещением как своим собственным, несут бремя его содержания, фактически используют его на условиях социального найма, поскольку не являются служащими Вооруженных сил. Ни Одушкина ФИО30. и Одушкин ФИО31. правом приватизации никогда не пользовались и постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года проживают в указанной квартире.

         По мнению истцов, усматривается нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду Вооруженных Сил РФ.

В судебном заседании истцы отсутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.

Представитель истцов Одушкной ФИО32. и Одушкина ФИО33. по ордеру ФИО72 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.

Представителем Министерства бороны Российской Федерации представлены письменные возражения, из которых следует, что спорное жилое помещение предоставлялось Одушкину ФИО35, который является бывшим супругом Одушкиной ФИО36

        Согласно документам учетного дела Одушкина ФИО37 в период прохождения военной службы Одушкину ФИО38. на состав семьи 3 человека (он, супруга - Одушкина ФИО39 сын - Одушкин ФИО40.) 202 КЭЧ района по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ года № было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 40,2 кв.м по адресу: <адрес>

       Брак между Одушкиным ФИО41 и Одушкиной ЕФИО42. расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ года Одушкин ФИО43. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и убыл в г. <адрес>

       Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № спорное жилое помещение включено в специализированный фонд Министерства обороны Российской Федерации.

       Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

        На заявление Одушкиной ФИО44 от ДД.ММ.ГГГГ года о заключении с ней договора социального найма на спорную квартиру, направленное в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ (исх. был дан ответ об отказе в заключении договора социального найма, поскольку спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и предоставлялось бывшему мужу, Одушкину ФИО51., на период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, спорное жилое помещение является служебным, Одушкина ФИО52. и Одушкин ФИО53. утратили статус членов семьи военнослужащего в ДД.ММ.ГГГГ году, на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания не состоят, решение о признании истцов нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, улучшении жилищных условий Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации не принималось, Министерством обороны Российской Федерации, как собственником спорной квартиры, решение об изменении статуса жилого помещения не принималось.

          По мнению представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, правом на заключение договора социального найма на спорную квартиру с Министерством обороны Российской Федерации, что послужило бы основанием для ее приватизации, истцы не обладали и не обладают, основания для предоставления спорного жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма отсутствуют. Проживание истов в этом жилом помещении не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения уполномоченного органа.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, изучив доводы истцов, возражения ответчиков, выслушав доводы представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.

          В порядке ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

           Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Кроме того, к полномочиям Министерства обороны РФ относится принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда.

           В соответствии с Положением о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.10.2018 N 555, Департамент жилищного обеспечения является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения, основными задачами которого является, в том числе: организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору найма или аренды вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

        Согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд.

         В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.

        Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

         Согласно пункту 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.

         В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

         Изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управления жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

         Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

         Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

          Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.01.2015 по делу № 18-КГ 14-173 разъяснено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

          Кроме того, в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.01.2015 г. по делу № 18-ГК14-173 указано, что основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (часть 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

          Аналогичные нормы содержал и Жилищный кодекс РСФСР.

          В Министерстве обороны Российской Федерации порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (далее - Закон о статусе военнослужащих), а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ - Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280.

          Статья 15 Закона о статусе военнослужащих предусматривает представление служебного жилья, жилья для постоянного проживания, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

         В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены названным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. Таким образом, права членов семьи военнослужащего являются производными от права самого военнослужащего, в том числе и право на жилье.

         В силу ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.

        Согласно ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

         Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» члены семьи нанимателя жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договор) (часть 5 статьи 100, части 3, 4 статьи 67, статья 69 ЖК РФ). Так, в случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

         Кроме того, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

         Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что спорное жилое помещение предоставлялось Одушкину ФИО54 ФИО55, который является бывшим супругом Одушкиной ФИО56

          Согласно документам учетного дела Одушкина ФИО57., в период прохождения военной службы Одушкину ФИО58. на состав семьи 3 человека (он, супруга - Одушкина ФИО59 сын - Одушкин ФИО61.) 202 КЭЧ района по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ г. № было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 40,2 кв.м по адресу: <адрес>.

          Брак между Одушкиным ФИО62 и Одушкиной ФИО63. расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ году, в июне ДД.ММ.ГГГГ года Одушкин ФИО64. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и убыл в г. <адрес>.

         Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № спорное жилое помещение включено в специализированный фонд Министерства обороны Российской Федерации.

         Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

          На заявление Одушкиной ФИО65 от ДД.ММ.ГГГГ года о заключении с ней договора социального найма на спорную квартиру, направленное в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (исх. № ) был дан ответ об отказе в заключении договора социального найма (копия прилагается), поскольку спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и предоставлялось бывшему мужу, Одушкину ФИО66 на период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

         Таким образом, спорное жилое помещение является служебным, Одушкина ФИО67. и Одушкин ФИО68 утратили статус членов семьи военнослужащего в ДД.ММ.ГГГГ году, на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания не состоят, решение о признании истцов нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, улучшении жилищных условий Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации не принималось, Министерством обороны Российской Федерации, как собственником спорной квартиры, решение об изменении статуса жилого помещения не принималось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

         Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований об относимости и допустимости доказательств, суд пришел к выводу, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для предоставления спорного жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма отсутствуют. Правом на заключение договора социального найма на спорную квартиру с Министерством обороны Российской Федерации, что послужило бы основанием для ее приватизации, истцы не обладали и не обладают.

          Само по себе проживание истов в спорном жилом помещении, несение ими расходов по оплате коммунальных платежей и содержания жилого помещения не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения уполномоченного органа.

С учетом положений ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», для применения к спорным правоотношениям положений о договоре социального найма необходимо наличие факта передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность.

         Как следует из ответа председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не значится.

         Истцами в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность заявленного иска, а именно: не представлено доказательств отсутствия необходимых оснований для предоставления служебного жилого помещения;

не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих о наличии права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

      Доводы о том, что спорная квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством, не свидетельствует о наличии у истцов права пользования жилым помещением на условиях социального найма, поскольку законодательство не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка предоставления служебного жилого помещения признать за истицами, проживающими в таком жилом помещении право пользования на условиях договора социального найма.

        Кроме того, нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований Одушкиной ФИО69, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО70, Одушкина ФИО71 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, не относящимся к специализированному жилищному фонд, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательно форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий                                                    Т.В. Кичина

2-20/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Одушкина Евгения Леонидовна
Одушкин Вячеслав Сергеевич
Ответчики
Министерство обороны
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федарации
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Судья
Кичина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
naro-fominsk.mo.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020Подготовка дела (собеседование)
01.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2020Предварительное судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
12.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее