Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой Е.В.,
при секретаре Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-509/18 (2а-6728/17) по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Самары к Ахмедову Ренату Насрадиновичу о взыскании транспортного налога,
установил:
Административный истец ИФНС России по Промышленному району г.Самары обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, в обоснование своих требований, указав, что Ахмедов Р.Н. состоит на налоговом учете как плательщик транспортного налога, в связи, с чем у него возникла обязанность уплаты налога. Налогоплательщику почтой направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов. Поскольку в срок налог административным ответчиком не был уплачен, в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ административным истцом было направлено требование об уплате налога. На момент обращения в суд вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Ахмедова Рената Насрадиновича недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 12438,19 руб., пени по транспортному в размере 74,63 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ахмедов Р.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В пункте 1 статьи 48 НК РФ указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно статье 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
На основании ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 357 НК РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О транспортном налоге на территории <адрес>» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Данная обязанность в силу п.1 ст.45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст. 46, 47, 69 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии со ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно представленным административным истцом сведений АИС, Ахмедов Р.Н.. в ДД.ММ.ГГГГ году являлся собственником транспортного средства – <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, государственный регистрационный знак № что подтверждается сведениями РЭО ГИБДД УМВД по <адрес>.
Из материалов дела следует, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 12438,19 руб.
В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование № которым предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. погасить недоимку по транспортному налогу в размере 12438,19 руб. и начисленные пени.
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка N 43 судебного Промышленного судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Ахмедова Р.Н. задолженности по транспортному налогу, в размере 12512,82 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
В силу положений статьей 357, 358 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога поставлена в зависимость исключительно от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от фактического наличия или отсутствия транспортного средства у налогоплательщика.
Законодательством о налогах и сборах предусмотрены случаи освобождения от уплаты транспортного налога налогоплательщика, из фактического владения которого выбыло транспортное средство, даже при наличии факта регистрации за ним транспортного средства. При этом возможность прекращения обязанности по уплате налога связана с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат на налогоплательщике.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1001) транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено. В силу действующего налогового доказательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 541-О, согласно которой возникновение объекта налогообложении с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, призвано обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.
Согласно карточке учета транспортного средства <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, государственный регистрационный знак №, предоставленной РЭО ГИБДД по запросу суда, в ней имеется записи об убытии транспортного средства по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенного судьей Ефремовой Т.В., и о регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности Ахмедова Р.Н. на указанное транспортное средство.
Согласно сведениям, имеющимся на сайте Железнодорожного районного суда <адрес>, решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Ахмедова Р.Н. к Кашичкину А.С. о признании сделки недействительной, договор купли – продажи между Ахмедовым Р.Н. и Кашичкиным А.С. признан недействительным, право собственности на автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, государственный регистрационный знак №, признано за Ахмедовым Р.Н.
Учитывая вышеприведенные нормы закона и исследованные по делу доказательства, сведения РЭО ГИБДД, в соответствии с которыми транспортное средство Ауди А4, г.р.з. № за Ахмедовым Р.Н. не было зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ., отсутствие оснований для начисления Ахмедову Р.Н. транспортного налога как владельцу указанного транспортного средства в 2015 году, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ суд,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 02.02.2018г.
Председательствующий Кривошеева Е.В.