УИД 05RS0029-01-2023-001930-34
№2-1500/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего-судьи Казаватова А.А., при секретаре Нурмагомедовой Д.К.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г.Буйнакска А., ответчика Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Ш. о понуждению устранить нарушения законодательства о пожарной, промышленной и эпидемиологической безопасности,
установил:
прокурора <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что Прокуратурой <адрес> на основания поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, КУ Ростехнадзора и муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей. В ходе проверки автозаправочной станции «Манол» по реализации бензина, дизельного топлива и газа-пропана, расположенный на административной территории с.Н.<адрес> установлено, что индивидуальный предприниматель Ш. Так, в ходе проверки выявлены следующие нарушения противопожарного, промышленного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Собственником и лицом осуществляющим предпринимательскую деятельность на АГЗС расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000056:773 является Ш., опасный производственный объект (АГЗС) в КУ Ростехнадзора зарегистрирован на Ш. Допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо. Неисполнение Ш. обязанностей, установленных федеральным законодательством, может привести к наступлению неблагоприятных последствий, в том числе к гибели людей в случае ЧП и (или) аварий на АГЗС. Потому просит суд обязать индивидуального предпринимателя Ш. в течение двух месяцев устранить указанные в исковом заявлении нарушения законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства выявленные в ходе проверки автозаправочной станции расположенной по адресу с. Н.Дженгутай, на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000056:773.
Помощник прокурора <адрес> А. в суде требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Ответчик Ш. в суде исковые требования прокурора признал, и пояснил, что в настоящее время многие нарушения уже устранены. Для полного устранения нарушений требуется время. Просил суд предоставить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев.
Представители третьих лиц ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м, КУ Ростехнадзора, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении не просили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из материалов дела, собственником АЗС «Маннол», расположенной по адресу: <адрес>, с.Н.Дженгутай, земельный участок с кадастровым номером 05:11:000056:773, является Ш. Индивидуальный предприниматель Ш. эксплуатирует АЗС «Маннол». Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Проведенной прокурорской проверкой соблюдения требований действующего законодательства на АЗС «Маннол» выявлены нарушения, которые отражены в актах проверок.
В частности, собственником осуществляется предпринимательская деятельность на АЗС «Маннол» в нарушение вышеуказанных требований о пожарной и промышленной безопасности, а также законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии населения.
Указанные нарушения зафиксированы в справках начальника ОНД и ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ, государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по <адрес> управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверок выявлены нарушения противопожарного законодательства:
- МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей - накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014); на боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 91 НПБ 11-98*; п. 7.7 СП 156.13130.2014); для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.35* НПБ 111-98*; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014); система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.71 НПБ 111-98*; п. 7.35 СП 156.13130.2014); заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу) (при наличии датчиков документы на испытание работоспособности системы газоанализаторов) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.9 НПБ 111-98*; 8.40 СП 156.13130.2014 ); между заправочными островками с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Высота должна быть не менее 2 м., а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15 СП 156.13130.2014); устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива не исключает возможности перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 13* НПБ 111-98*; п. 8.14 СП 156.13130.2014); одностенные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать подземно в лотках или заглубленно в технологических шахтах (колодцах), исключающих проникновение жидкой фазы топлива (при возможных утечках) за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 59* НПБ 111- 98*; п. 7.21 СП 156.13130.2014); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК с ЛВЖ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров - меньше 12 м, от (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.2014); МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2x1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков (нет передвижных огнетушителей) (п. 389 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 м?, объем имеющегося водоема не соответствует требованиям. МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водоемом объемом не менее 200 м?, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8 49 СП 156.13130.2014); наполнение резервуаров ЛВЖ осуществляется с нарушением требований ПБ. Наполнение резервуара осуществляется с образованием падающей струи (п.60 НПБ 111-98*);(ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.60 НПБ 111-98; п. 7.14 СП 156.13130.2014); наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.24 СП 156.13130.2014); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; приложение 6 п.22 Hi Lb 111-98*; п. 8.50 СП 156.13130.20014); резервуары для хранения СУГ расположены с нарушением. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м?, а единичная - 10 м?.Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.1* НПБ 111-98*; п. 8.30 156.13130.2014); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке п. 62 НПБ 111-98*; (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 7.16 НПБ 111-98*; п. 7.14 СП 156.13130.2014); единичная емкость резервуара с жидким моторным топливом не должна превышать 10 м? (при визуальном осмотре видно, что вместимость резервуара ЛВЖ составляет более 10 м?) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 2 прил.4 НПБ 111-98*; прилож. «Б» п. «Б.2» СП 156.13130.2014); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.35 СП 156.13130.2014); руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п. 48 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения, (п. 407 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); не представлена декларация пожарной безопасности объектов, (ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №); не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); не издан приказ руководителя о назначении ответственного за пожарную безопасность (п. 2 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); лица допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, (п. 3 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п. 10 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет), (п. 12 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); руководитель организации не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, (п. 17 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); руководитель организации не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (не представлена документация), (п. 373 60 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №); АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.34 СП 156.13130.2014); система орошения не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения (не представлен гидравлический расчет) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.25 НПБ 111-98*; п. 8.52 СП 156.13130.2014); направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №).
Выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности:
- перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №); клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №); отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ (п.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №); не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка (п. 1 ст.9 Федерального закона от №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; соединительные рукава, применяемые на ОПО не подвергались гидравлическому испытанию на прочность (п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
Выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены. В нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены. В нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены. Не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией. В нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
Данные нарушения по настоящее время не устранены, доказательств обратного, как того требует ст.56 ГПК РФ, ответчиком не предоставлено.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.
При отсутствии доказательств устранения выявленных прокурором нарушений, представляющих угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга подлежат удовлетворению.
Обсуждая срок для устранения нарушений, суд с учетом характера нарушений, значительности объема работ по их устранению, считает разумным установить срок в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом суд так же учитывает, что ответчиком в ходе судебного заседания не указывалось о невозможности исполнения решения суда в данный срок и не предоставлялось соответствующих доказательств в обоснование данной позиции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора <адрес> к ИП Ш., удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Ш. в течение шести месяцев устранить указанные в исковом заявлении нарушения законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проверки автозаправочной станции расположенной по адресу с.Н.Дженгутай, на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000056:773.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Казаватов