Решение по делу № 2-1924/2024 от 17.04.2024

Дело №2-1924/2024

УИД 77RS0002-02-2023-010014-98

в мотивированном виде

решение изготовлено 11.06.2024

Решение

именем Российской Федерации

    04 июня 2024 года    г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Шамловой А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булгаковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности,

установил:

в суд обратился Находкинский транспортный прокурор с иском, указав, что по обращению председателя общества инвалидов <адрес> краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от дата, о нарушении прав инвалидов с нарушением слуха проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств _ Центральной Дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» законодательства в сфере обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов и предоставляемых услуг на них. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от дата № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Находкинской транспортной прокуратурой установлено, что вокзал железнодорожной станции Партизанск, находящийся на балансе Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (Инвентарная карточка формы ОС-6 вокзала <адрес>), не оборудован низкорасположенным телефоном с функцией регулирования громкости, индукционной системой, видеотерминалом для связи со службами информации, экстренной помощи. Из ответа Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств от дата следует, что вокзал железнодорожной станции Партизанск оборудован низкорасположенным телефон с функцией регулирования громкости, индукционной системой, видеотерминалом с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих, текстофоном для связи со службами информации, экстренной помощи. При этом Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств меры по обустройству вокзала необходимым оборудованием не принимаются. Вышеуказанные нарушения законодательства в сфере обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов и предоставляемых услуг на них являются недопустимыми, поскольку нарушают права указанной категории лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества и реализацию своих потребностей.

Просит возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оборудование вокзала на железнодорожной станции Партизанск низкорасположенным телефоном с функцией регулирования громкости, индукционной системой, видеотерминалом с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих, текстофоном для связи со службами информации, экстренной помощи.

В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора требования поддержал.

Представитель ответчика требования не признала по доводам возражений, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

         Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на балансе Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (Инвентарная карточка формы ОС-6 вокзала <адрес>), находится железнодорожная станция.

        Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от дата №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Федерального закона от дата №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В со ст. 15 названного закона о социальной защите инвалидов организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам транспорта и предоставляемым в них услугам пользования железнодорожным транспортом.

Положения части первой статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с дата исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).

Согласно п. дата "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте дата-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 12 (СП дата-03) в системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.

В действующих Санитарных правилах СП дата-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 30, соответствующее определение отсутствует.

В соответствии с п. «г» п. 5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса от дата N 329 предусматривается оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, виде отер м и пал ам и с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 80.1 Федерального закона от дата №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи.

Вокзал железнодорожной станции Партизанск, находящийся на балансе Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (Инвентарная карточка формы ОС-6 вокзала <адрес>), не оборудован низкорасположенным телефоном с функцией регулирования громкости, индукционной системой, видеотерминалом с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих, текстофоном для связи со службами информации, экстренной помощи, что что является не соблюдением требований статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ, п. «г» п. 5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса от дата N 329.

Установленная Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в РФ», публичная обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, качественного обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий вокзала на железнодорожной станции, наличия или отсутствия проведения системных мер по формированию доступной среды для маломобильных групп населения со стороны ОА «РЖД». Проведение работы по повышению доступности для инвалидов к существующим объектам инфраструктуры также не является основанием для освобождения ответчика от обязанности привести находящееся в его собственности имущество - здание вокзала, в соответствие с требованиями законодательства.

Обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм) по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлена ч.7 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.

Таким образом, ОАО «РЖД», как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, и обязанность по обеспечению доступности для лиц с ослабленным зрением и слухом к объектам транспортной инфраструктуры, зданию железнодорожного вокзала. Отсутствие жалоб граждан не свидетельствует об отсутствии нарушений закона и невозможности принятия мер к их устранению на станции Партизанск.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

           исковые требования исполняющего обязанности Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на ОАО «Российские железные дороги» (ИНН ) обязанность обеспечить оборудование вокзала на железнодорожной станции Партизанск низкорасположенным телефоном с функцией регулирования громкости, индукционной системой, видеотерминалом с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих, текстофоном для связи со службами информации, экстренной помощи в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

    Судья    Шамлова А.Л.

2-1924/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Находкинская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО РЖД
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Судья
Шамлова Александра Леонидовна
Дело на сайте суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.04.2024Передача материалов судье
23.05.2024Подготовка дела (собеседование)
23.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Дело оформлено
29.10.2024Дело передано в архив
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее