Решение по делу № 33-1111/2024 от 25.03.2024

Судья Гуляева Г.В.                                                                                            № 33-1111/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

        « 22 » апреля 2024 года

г. Кострома

Костромской областной суд в качестве суда апелляционной инстанции в составе председательствующего судьи Дедюевой М.В., при секретаре Боречко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материал №13-906/2023 (№2-93/2021, 44RS0002-01-2020-003201-24) по частной жалобе ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на определение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 27 октября 2023 года, которым в удовлетворении заявления ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 15 сентября 2021 г. по делу № 2-93/2021 отказано,

у с т а н о в и л:

Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 16 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-93/2021 в удовлетворении исковых требований Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБВУ «Центррегионводхоз» (филиал «Защитные сооружения Костромской низины»), ФБУ «Администрация волжского бассейна», ФГБУ «Канал имени Москвы» о возложении обязанности очистить водный объект (Горьковское водохранилище) и его береговую полосу от вышедших из эксплуатации плавсредств отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии Костромского областного суда от 15 сентября 2021 года вышеназванное решение отменено, по делу новое принято новое решение, которым постановлено:

    Обязать ФГБУ «Канал имени Москвы» в срок до 01.10.2022 года очистить водный объект Горьковское водохранилище от вышедшего из эксплуатации плавсредства - остатки полуразрушенного причального сооружения <данные изъяты>.

    Обязать ФБУ «Администрация Волжского бассейна» в срок до 01.10.2022 года очистить водный объект Горьковское водохранилище и его береговую полосу от вышедших из эксплуатации плавсредств –

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

15 сентября 2021 года указанный судебный акт вступил в законную силу.

Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022г. указанное апелляционное определение оставлено без изменения, кассационная жалоба ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - без удовлетворения.

Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 24 октября 2022г. ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» была предоставлена отсрочка исполнения на срок до 01 октября 2023г.

Определением того же суда от 19 апреля 2023г. ФГБУ «Канал имени Москвы» была предоставлена отсрочка исполнения на срок до 31 августа 2023г.

Определением того же суда от 19 декабря 2023г. ФГБУ «Канал имени Москвы» была предоставлена отсрочка исполнения на срок до 30 мая 2024г.

26 сентября 2023 г. (согласно почтовому штемпелю на конверте ) руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Бессмертный Д.Э. обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения апелляционного определения судебной коллегии Костромского областного суда от 15 сентября 2021 года до 01 октября 2025 года, мотивируя тем, что в связи с отсутствием финансирования и разрешения от Федерального агентства морского и речного транспорта ответчик не имеет возможности до 01 октября 2023 года исполнить решение суда по принятию мер по охране поверхностных водных объектов путем ликвидации остатков (частей) вышедших из эксплуатации плавсредств, но имеющих знаков идентификации и собственников, и находящихся в водоохранной зоне Горьковского водохранилища. Уставом Администрации закреплен исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществляемых Учреждением, однако деятельность, связанная с выполнением работ по подъему, удалению и утилизации затонувших судов, бесхозяйных судов, в том числе объектов бесхозяйного, брошенного и затонувшего имущества, а также отходов производства и потребления, Уставом не предусмотрена. Администрации разрешено проводить конкурс (аукцион) для определения исполнителя на выполнение указанных работ, однако до настоящего времени федеральный орган власти, отвечающий за данное направление, не определен. Кроме того, не разработана нормативная документация и методика по подъему остатков затонувших судов, механизмы реализации мероприятий по их подъему и утилизации, в отсутствие методики невозможно разработать технические задания и определить объем финансирования на реализацию указанных мероприятий. Также указывает, что в соответствии с указанием Президента РФ от 03.08.2022 № Пр-1376 и поручением Первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусова от 09.08.2022г. № АБ-П11-13413 Минприроды России инициировало создание единого федерального проекта «Оздоровление водных объектов» со сроком реализации до 2030 года. Формирование федерального проекта «Оздоровление водных объектов» осуществляется путем объединения федеральных проектов «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и интеграции в него мероприятий «дорожных карт» для рек Дон, Амур, Урал, Иртыш, а также включает разработку мероприятий, направленных на оздоровление других водных объектов. Минприроды России разработан проект паспорта данного федерального проекта со сроком реализации 2025-2030 годы, одним из направлений федерального проекта является поднятие затонувших судов.

Судьей постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе, ошибочно поименованной апелляционной, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Бессмертный Д.Э. просит определение от 27 октября 2023 года отменить. Повторяя доводы, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки, также указывает, что в соответствии с указанием Президента РФ от 03.08.2022 № Пр-1376 и поручением Первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусова от 09.08.2022г. № АБ-П11-13413 Минприроды России инициировало создание единого федерального проекта «Оздоровление водных объектов» со сроком реализации до 2030 года. Формирование федерального проекта «Оздоровление водных объектов» осуществляется путем объединения федеральных проектов «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и интеграции в него мероприятий «дорожных карт» для рек Дон, Амур, Урал, Иртыш, а также включает разработку мероприятий, направленных на оздоровление других водных объектов. Минприроды России разработан проект паспорта данного федерального проекта со сроком реализации 2025-2030 годы, одним из направлений федерального проекта является поднятие затонувших судов.

В письменных пояснениях относительно жалобы Федеральное агентство морского и речного транспорта жалобу Администрации просило удовлетворить.

В силу ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы гражданского дела в части, касающейся оспариваемого определения, исследовав доводы частной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения.

Право должника обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения предусмотрено также ст. 37 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из необходимости соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, принципа обязательности судебного постановления и необходимости его неуклонного исполнения в разумный срок, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения, суд первой инстанции исходил из того, что наличие оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда заявителем не доказано, при этом предоставление отсрочки исполнения будет сопряжено с нарушением прав неопределенного круга лиц.

Суд апелляционной инстанции с таким выводом не соглашается, считает, что в данном конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств имеются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Так, в соответствии с Указанием Президента Российской Федерации от 03.08.2022г. № Пр-1376 и Поручением Первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусова от 09.08.2022г. № АБ-П11-13413 Минприроды России инициировало создание единого Федерального проекта «Оздоровление водных объектов» со сроком реализации до 2030 года.

Минприроды России разработан проект паспорта данного федерального проекта со сроком реализации 2025-2030 годы, одним из направлений федерального проекта является поднятие затонувших судов.

Согласно Приказу Минфина России от 01 июня 2023г. № 80н ( в редакции от 04.03.20204г.) Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год ( на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов) Федеральный проект «Оздоровление водных объектов» имеет код бюджетной классификации 28 2 04 00000.

Также данным Приказом, подписанным министром финансов Российской Федерации Силуановым А.Г. установлено, что коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные настоящим приказом, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов).

То есть, финансирование Федерального проекта «Оздоровление водных объектов», включающего в том числе и поднятие остатков затонувших судов со дна водных объектов на территории России, уже осуществляется, предоставление отсрочки исполнения требуется для осуществления организационных мер, направленных на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, для чего требуется дополнительное время.

Таким образом, доводы жалобы заслуживают внимания. Оспариваемое определение подлежит отмене с вынесением нового определения о предоставлении ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» отсрочки исполнения на срок до 01 октября 2025г.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Определение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 27 октября 2023 года отменить.

Принять по делу новое определение.

Предоставить ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» отсрочку исполнения апелляционного определения судебной коллегии Костромского областного суда от 15 сентября 2021 г. по делу № 2-93/2021 на срок до 01 октября 2025г.

Определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.

Судья:                                                    Дедюева М.В.

    Мотивированное определение изготовлено 22 апреля 2024г.

33-1111/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Филиал "Защитные сооружения Костромской низины"
ФГБВУ "Центррегионводхоз"
ФГБУ "Канал имени Москвы"
ФБУ "Администрация Волжского бассейна"
Другие
Московско-Окское территориальное управление Росрыболовства
Федеральное агентство водных ресурсов
Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Суд
Костромской областной суд
Судья
Дедюева Майя Вадимовна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
26.03.2024Передача дела судье
22.04.2024Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Передано в экспедицию
22.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее