КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Гарбуз Г.С. Дело № 33-10916/2022
УИД 24RS0027-01-2021-000521-77
А-2.096г
12 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Алекперова Агали Нифтулла оглы к администрации Кежемского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе министра строительства Красноярского края – Рябушко М.С.
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 30 июня 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Алекперова Агали Нифтулла оглы к администрации Кежемского района удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Кежемского района № 0934 от 16.03.2021 в постановке истца на учёт в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, возложить на ответчика обязанность поставить истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Алекперов А.Н.о. обратился в суд с требованиями к администрации Кежемского района Красноярского края о признании незаконным отказа в постановке на учёт в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002, возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Требования мотивировал тем, что он с 28.05.1972 по 17.06.1974 проходил службу в Вооружённых силах РФ; с 07.07.1982 проходил службу в Органах внутренних дел РФ, имеет непрерывный стаж службы в календарном исчислении – 15 лет 05 месяцев 24 дня, льготный стаж – 20 лет 05 месяцев 14 дней, является пенсионером МВД России. В марте 2021 года он обратился в администрацию Кежемского района с заявлением, в котором просил поставить его на учёт в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». 16.03.2021 ему был выдан ответ за № 0934, в котором сообщалось об отказе в постановке на учёт в связи с тем, что период прохождения военной службы и приравненной к ней службы не входит в понятие «периоды работы и иной деятельности», поэтому не может быть включен в общую продолжительность трудового стажа, кроме того, указано на то, что он по ведомственной целевой программе получил по сертификату социальную выплату, при помощи которой приобрёл квартиру в г. Кодинске Кежемского района Красноярского края.
Истец считает, что данный отказ является незаконным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы. С учётом этого период службы истца составляет более 15 лет. Наличие у него квартиры, приобретённой за счёт средств государственного жилищного сертификата, не является препятствием к тому, чтобы встать на очередь на получение субсидии по Федеральному закону от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, поскольку ранее приобретённая квартира находится в г. Кодинске, расположенном на территории, приравненной к районам Крайнего Севера.
Решением Кежемского районного суда Красноярского края от 30 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Алекперова А.Н.о. к администрации Кежемского района о признании решения от 16 марта 2021 года № 0934 незаконным, возложении обязанности поставить истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 ноября 2021 года решение Кежемского районного суда Красноярского края от 20 июля 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя истца Алекперова А.Н.о. - Кужлева Г.А. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2022 года решение Кежемского районного суда Красноярского края от 20 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 ноября 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе министр строительства Красноярского края – Рябушко М.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что поскольку Алекперов А.Н.о., получив государственный жилищный сертификат, реализовал его в установленный законом срок, улучшив жилищные условия с использованием средств социальной выплаты, оснований для вывода о повторной выдаче сертификата не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статья 9 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает, что гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.
Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В силу статьи 1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» в соответствии с настоящим Законом социальная поддержка оказывается гражданам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края и выезжающим в другие районы Красноярского края, пенсионерам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края не менее 15 календарных лет и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края после выхода на пенсию.
В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» гражданам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края и выезжающим в другие районы Красноярского края, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Красноярского края.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, истец Алекперов А.Н.о. является пенсионером МВД России по выслуге лет.
Копия трудовой книжки истца АТ-VII № 0104710 содержит сведения о непрерывном трудовом стаже в Вооруженных силах Российской Федерации и органах внутренних дел Российской Федерации с 07 июля 1982 года.
Из архивной справки ГУФСИН России по Красноярскому краю следует, что Алекперов А.Н.о. с 31 декабря 1997 года уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья, его календарная выслуга лет составила 17 лет 6 месяцев 13 дней, льготная – 22 года 01 месяц 03 дня.
Согласно представленным копиям заявлений от 9 марта 2021 года и от 11 марта 2021 года Алекперов А.Н.о. обращался к главе Кежемского района Красноярского края по вопросу постановки на учет в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», как имеющий стаж в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, более 15 лет.
По результатам рассмотрения заявлений истца, 16 марта 2021 года Главой Кежемского района Красноярского края Алекперову А.Н.о. дан ответ об отказе в постановке его на учет в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и признании участником ведомственной целевой программы ввиду отсутствия необходимого стажа работы и имевшего место факта приобретения ранее жилого помещения по адресу: <адрес>, за счет средств государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным решения администрации Кежемского района, оформленного письмом № 0934 от 16.03.2021, об отказе в постановке его на учет в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что истец имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, решение администрации Кежемского района об отказе Алекперову А.Н.о. в постановке на такой учет является незаконным.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на правильно примененных нормах материального права, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.
Так, судом верно установлено, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе, с 1988 года проживал в поселке Приангарский Кежемского района Красноярского края, в отношении которого было принято решение о ликвидации.
31 октября 2007 года Алекперов А.Н.о. получил государственный жилищный сертификат на выделение субсидии в размере 1857204 руб. на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 года. Сертификат рассчитан с учетом 3 проживающих совместно с Алекперовьм А.Н.о. членов его семьи.
Из ответа начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России от 08.06.2022 следует, что выдача государственных жилищных сертификатов в 2007 году осуществлялась в соответствии с Порядком, установленным Приказом ФСИН России от 04.06.2007 № 287 «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе.
На основании договора купли-продажи квартиры от 01 февраля 2008 года истцом Алекперовым А.Н.о., а также членами его семьи: ФИО9, ФИО10, ФИО16 в долевую собственность приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, по договору о банковском счёте государственного жилищного сертификата, выданного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на основании государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья серии УВ № 616443 от 31.10.2007.
Согласно выписке из домой книги от 02 июня 2021 года истец проживает в вышеуказанном жилом помещении вместе со своей семьей в составе пяти человек.
Также судом установлено, что на основании Закона Красноярского края от 20 марта 2014 года № 6-2191 «Об изменении административно-территориального устройства Кежемского района и внесении изменений в Закон края «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края» поселок Приангарский Кежемского района Красноярского края, в котором истец проходил службу, был упразднен, в связи с чем, дальнейшее проживание Алекперова А.Н.о. после увольнения со службы и выхода на пенсию в поселке Приангарском было невозможно.
Проанализировав представленные по делу доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, достоверно установив, что первоначально истец воспользовался правом на улучшение жилищных условий как пенсионер уголовно-исполнительной системы, проживавший в поселке, подлежавшем ликвидации, принимая во внимание, что приобретенная истцом квартира расположена по адресу: <адрес>, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о предоставлении Алекперову А.Н.о. мер социальной поддержки на основании Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что получение государственного жилищного сертификата от 31 октября 2007 года не влечет утрату права на получение мер социальной поддержки на основании вышеуказанного Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
При этом судом обоснованно отклонены доводы ответчика том, что Алекперов А.Н.о. не имеет необходимого трудового стажа, достаточного для признания его соответствующим требованиям Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права. Материалами дела подтверждено и судом первой инстанции достоверно установлено, что истец имеет непрерывный трудовой стаж в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, 17 лет 06 месяцев 13 дней, поскольку период прохождения службы в органах внутренних дел включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа.
Отклоняя доводы ответчика и третьего лица Министерства строительства Красноярского края о том, что Алекперов А.Н.О. не может повторно претендовать на получение субсидии, так как она предоставляется гражданину на основании государственного жилищного сертификата только один раз, истец этим правом уже воспользовался, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Алекперову А.Н.о. была предоставлена субсидия на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата от 31 октября 2007 года как пенсионеру уголовно-исполнительной системы, получение данного государственного жилищного сертификата, с учетом того, что он не имеет жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не влечет утрату права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Также судом правомерно не приняты во внимание доводы третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о том, что истец не может считаться гражданином, соответствующим всем установленным Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ условиям, ввиду чего его заявление обоснованно отклонено, поскольку в ходе рассмотрения дела судом объективно установлено, что Алекперов А.Н.о. соответствует требованиям, предусмотренным в статьях 1 и 9 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», так как имеет 17 лет 06 месяцев 13 дней календарного трудового стажа, отработанного в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, при этом не имеет жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований истца, а именно: о признании незаконным решения администрации Кежемского района, оформленного письмом № 0934 от 16.03.2021, об отказе в постановке истца на учет в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, и возложении на ответчика обязанности поставить Алекперов А.Н.о. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для повторной выдачи сертификата не имеется, так как Алекперов А.Н.о., получив государственный жилищный сертификат, реализовал его в установленный законом срок, улучшив жилищные условия с использованием средств социальной выплаты, проверялись судом первой инстанции и обоснованно были им не приняты во внимание по мотивам, подробно изложенным в решении суда. Данные доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на их переоценку, к чему оснований не усматривается.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов и обстоятельств, которые влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 30 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу министра строительства Красноярского края – Рябушко М.С. – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2022.