Дело № 2-680/2019
УИД 45RS0012-01-2019-000452-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мишкинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Куликовских Е.М.
при секретаре Вагановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мишкино Курганской области
23 августа 2019 года гражданское дело по иску Шарояна Гасана Альбертовича к Исои Жоре Исабековичу о расторжении договора купли – продажи земельного участка,
установил:
Шароян Г.А. обратился в суд с иском к Исои Ж.И. о расторжении договора купли –продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ мотивируя его тем, что земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, продан им по договору купли –продажи ДД.ММ.ГГГГ Исои Ж.И. за 6000000 рублей. По условиям договора срок уплаты указанной суммы установлен до 10.07.2017. Однако ответчиком условия договора нарушены, в связи с чем, им была направлена в адрес Исои Ж.И. претензия об оплате денежных средств по договору. Ответа от ответчика на данную претензию не поступило. Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Исои Ж.И.
Просит расторгнуть с ответчиком договор купли –продажи вышеуказанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Определением Мишкинского районного суда от 06.08.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Исои Т.М.
В судебное заседание истец Шароян Г.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Шарояна Г.А. – Абрамовский В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением. Дополнительно пояснил, что переход к ответчику права собственности на этот объект недвижимости был в установленном законом порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако ответчик свои обязательства по оплате земельного участка не исполнил, тем самым существенно нарушив условия договора купли-продажи.
Ответчик Исои Ж.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал на признание иска.
Третье лицо Исои Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица Исои Т.М. - Камшилова Е.И., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что у Исои Ж.И. имелся долг перед Исои Т.М. по алиментам, в связи с чем земельный участок был ей передан судебным приставом – исполнителем. Исои Т.М. не зарегистрировала право собственности на земельный участок на свое имя, так как на него наложены аресты и запреты, поскольку у Исои Ж.И. имеются большие долги перед другими взыскателями.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав представителя истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).
Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества (п. 1 ст. 555 ГК РФ).
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (п.1 ст. 556 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что между ФИО13 действующим от имени Шарояна Г.А. и Исои Ж.И. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> (л.д.7-8).
По условиям договора стоимость земельного участка определена в сумме 6 000000 руб., покупатель обязался уплатить ее до 10.07.2017.
Договором предусмотрено, что передача земельного участка осуществляется без составления передаточного акта.
На основании указанного договора был зарегистрирован переход права собственности на данный земельный участок за Исои Ж.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 26).
Из информационного письма Управления Росреестра по Курганской области Межмуниципального отдела по Мишкинскому и Юргамышскому районам усматриваются следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Указанный факт также подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08.08.2019.
Таким образом, с 06.03.2017 право собственности Исои Ж.И. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано на основании судебных актов.
Договор купли – продажи земельного участка, заключенный между Шарояном Г.А. и Исои Ж.И. не предусматривает условий, определяющих случаи расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке с возвращением полученного сторонами по договору до момента его расторжения, в том числе при неуплате покупателем денег за объект недвижимости.
Как разъяснено в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с расторжением договоров продажи недвижимости, по которым осуществлена государственная регистрация перехода к покупателям права собственности, судам необходимо учитывать следующее.
Если покупатель недвижимости зарегистрировал переход права собственности, однако не произвел оплаты имущества, продавец на основании пункта 3 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать оплаты по договору и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу приведенных разъяснений в случае неисполнения покупателем обязательства по оплате продавцу предоставлено не только право требовать оплаты по договору и уплаты процентов, но и право потребовать расторжения договора купли-продажи по основаниям, предусмотренным статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно тому же пункту существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Следовательно, в зависимости от оценки существенности нарушения договора со стороны покупателя (в частности, от того, полностью или частично не исполнено обязательство по оплате, каков размер недоплаты), договор купли-продажи может быть расторгнут, если это нарушение действительно влечет значительный ущерб для продавца, при этом в соответствии с приведенными выше разъяснениями расторжению договора не препятствует состоявшийся переход права собственности на имущество к покупателю.
Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
Истец считает, что в связи с нарушением условий договора по оплате стоимости земельного участка существенно нарушены его права, поэтому он обратился в суд с иском к Исои Ж.И. о взыскании денежных средств.
19.04.2019 истцом в связи с неисполнением обязательств по договору по оплате земельного участка Исои Ж.И. вручена претензия о расторжении договора купли –продажи.
Указанная претензия оставлена Исои Ж.И. без удовлетворения.
Между тем, неоспоримых доказательств, подтверждающих отсутствие факта передачи денежной суммы за земельный участок по договору купли – продажи, направления претензий с 10.07.2017 по оплате задолженности за земельный участок, предусмотренной договором, истец суду не представил.
В судебном заседании установлено, что оспариваемый земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> по данным исполнительного производства № № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ арестован по акту от ДД.ММ.ГГГГ и передан по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ взыскателю (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ выданный Адлерским районным судом г. Сочи, предмет исполнения алименты на содержание детей) Исои Т.М.
Указанное имущество Исои Т.М. получено, о чем в акте имеется ее подпись.
Копия акта получена Исои Ж.И., о чем свидетельствует его подпись.
Из изложенного следует, что на момент предъявления настоящего иска Шарояном Г.А. земельный участок передан за долги Исои Ж.И. – Исои Т.М., о чем ответчику было известно.
Исои Ж.И. признал факт неисполнения договора в части оплаты, представил суду об этом письменное заявление.
Руководствуясь частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что в данном случае признание иска ответчиком будет нарушать права третьего лица Исои Т.М., являющейся взыскателем в отношении ответчика Исои Ж.И.
Представитель Исои Т.М. в судебном заседании пояснила, что согласна с иском, Исои Т.М. не намерена оформлять земельный участок на свое имя, из - за долгов ответчика, не оспаривала запреты и аресты, наложенные на земельный участок. Из ее пояснений следует, что Исои Т.М. не может оформить земельный участок на свое имя из - за обеспечительных мер, не желает его оформлять из –за долгов Исои Ж.И.
Суд считает, что данное согласие, как и признание иска ответчиком, связано с уводом имущества от принятых обеспечительных мер за долги Исои Ж.И.. В судебном заседании установлено, что ни ответчик, ни Исои Т.М. не могут снять запреты, наложенные судом на оспариваемый земельный участок в связи с тем, что у Исои Ж.И. имеются большие долги перед другими взыскателями. Данный факт сторонами не оспаривался, также подтверждается постановлениями судебного пристава –исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области (л.д.30,31,34).
В материалах дела имеется заявление Исои Т.М. о согласии на принятие оспариваемого земельного участка.
Тем самым, Исои Т.М. и ее представителем не предоставлено суду доказательств отказа Исои Т.М. от спорного земельного участка.
Таким образом, расторжение договора купли – продажи может повлечь нарушение прав Исои Т.М. как взыскателя.
Кроме того, из материалов дела видно, что ответчик Исои Ж.И. и Исои Т.М. проживают по одному адресу, следовательно, они достоверно знают о всех долгах Исои Ж.И., обеспечительных мерах наложенных на земельный участок.
Решением Мишкинского районного суда от 27.09.2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13.12.2016 установлено уклонение Исои Ж.И. от выполнения денежных обязательств перед взыскателем ФИО15 намеренно различными способами производя отчуждение принадлежащего ему земельного участка.
Исходя из пояснений представителя третьего лица Исои Т.М. – Камшиловой Е.И. у Исои Ж.И. долг перед другими взыскателями не погашен.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В целях реализации указанного выше правового принципа абзацем 1 пункта 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании пункта 2 статьи 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Таким образом, добросовестность при осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующей ей.
Согласно пояснениям представителя истца Абрамовского В.А. Шароян Г.А. и Исои Ж.И. являются родственниками.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае стороны действуют недобросовестно, преследуют цель по уводу имущества от принятых обеспечительных мер, с учетом недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другим взыскателям, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске, в том числе, основанием для непринятия признания иска Исои Ж.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ –░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░