дело № 2-574/2014
решение
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 29 октября 2014 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Сычёва В.С.,
при секретаре судебного заседания Жилиной Л.В.,
с участием: истца Шабариной Г.И. и её представителя Андрюкова А.М., действующего на основании доверенности №* от 21.11.2013.,
представителя ответчика Администрации Каргапольского поселкового совета Каргапольского района Курганской области Шабалиной С.Б., действующей на основании доверенности № б/н от 30.07.2014.,
представителя ответчика Администрации Каргапольского района Курганской области Тимошкиной Н. В., действующей на основании доверенности № 9 от 14.01.2014.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-574/2014 по иску Шабариной Г.И. к Администрации Каргапольского поселкового совета, Администрации Каргапольского района Курганской области и к Департаменту строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области о признании права на участие в подпрограмме с 2010 годаи получении государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выделить жилищный сертификат и в трехмесячный срок вручить заявителю,
установил:
Первоначально Шабарина Г.И. обратилась в суд с иском к Администрации Каргапольского поссовета, Администрации Курганской области и к Министерству регионального развития Российской Федерации о признании права на участие в подпрограмме и получении государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выделить жилищный сертификат и в трехмесячный срок вручить заявителю.
До рассмотрения дела по существу, определением Каргапольского районного суда от 09.10.2014. по письменному ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащих ответчиков Администрации Курганской области и Министерства регионального развития Российской Федерации на надлежащих ответчиков Администрацию Каргапольского района Курганской области и Департамент строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что Шабарина Г.И., родившаяся {дата} в р.п. Каргаполье Курганской области, в 1979 году уехала на работу в районы Крайнего Севера и в 2008 году прибыла в р.п. Каргаполье из районов Крайнего Севера, города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, на постоянное место жительства, имея общий трудовой стаж работы 21 год 4 месяца 9 дней из них более 16 лет в районах крайнего Севера. По прибытии на постоянное место своего жительства в р.п. Каргаполье, 28.12.2010. обратилась с заявлением в орган местного самоуправления – Администрацию Каргапольского поссовета, с целью постановки на учет для получения субсидии на приобретение жилья, как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением № 160 от 03.06.2011. главы Каргапольского поссовета, истец была включена в списки граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и улучшении жилищных условий. Однако истец должна была быть включена в список на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001., как лицо, имеющее право на получение государственного жилищного сертификата, по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вопрос об обеспечении истца жильем в 2011 году не был разрешен и не решен до настоящего времени. В связи с чем просит признать её право с 2010 года на участие в подпрограмме и получении государственного жилищного сертификата, обязать ответчиков в установленном порядке и в трехмесячный срок за счет средств федерального бюджета выделить и вручить ей государственный жилищный сертификат.
Истец Шабарина Г.И., в судебном заседании доводы искового заявления поддержала полностью и просила удовлетворить ее требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что она родилась в {дата} в р.п. Каргаполье Курганской области. С 1979 года по 2008 год, работала в районах Крайнего Севера. В 2008 году прибыла в р.п. Каргаполье из районов Крайнего Севера, города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, на постоянное место жительства, имеет общий трудовой стаж работы 21 год 4 месяца 9 дней из них более 16 лет в районах крайнего Севера. По прибытии на постоянное место своего жительства в р.п. Каргаполье, она в 2008 году, в устной форме обращалась к заместителю главы Администрации Каргапольского района Русанову В.Я. по вопросу получения субсидий для приобретения жилья или получения жилья как лицу, переселившемуся из районов Крайнего Севера, ей был дал устный ответ, что надо ждать лет двадцать. После этого, она 28.12.2010. обратилась с заявлением в орган местного самоуправления – Администрацию Каргапольского поссовета, с письменным заявлением о постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилья, как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением главы Каргапольского поссовета, истец была включена в списки граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и улучшении жилищных условий. Однако истец считает, что она должна была быть с 2010 года включена в список на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001., как лицо, имеющее право на получение государственного жилищного сертификата, по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Она является пенсионером, имела в собственности жилой дом, расположенный в р.п. Каргаполье <адрес>, данный дом в 2013 году в установленном законом порядке признан межведомственной комиссией не пригодным для проживания. В феврале 2014 года она по договору купли-продажи продала признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и по настоящее время снимает квартиру в р.п. Каргаполье, не имеет своего жилья, пригодного для проживания. Она проживает одна, супруга и детей у нее нет. Считает, что она должна иметь право на участие в указанной подпрограмме с 2010 года, то есть с даты ее обращения, и ей должны выдать сертификат в установленные сроки и порядке.
В судебном заседании представитель истца Андрюков А.М., заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, признать за истцом Шабариной Г.И. право с 2010 года на участие в подпрограмме и получении государственного жилищного сертификата, обязать ответчиков в трехмесячный срок за счет средств федерального бюджета выделить и вручить Шабариной Г.И. государственный жилищный сертификат. Дополнительно к доводам иска пояснил, что истец должна иметь право на получение государственного жилищного сертификата выпуска 2010 года и именно с 2010 года, с момента ее обращения с письменным заявлением в администрацию Каргапольского поссовета, она должна состоять в списках лиц на получение сертификата. Считает, что поссовет должен был оказать содействие заявителю в сборе необходимого пакета документов, и ее заявление должно было быть направленным сотрудниками поссовета в уполномоченный орган по решению вопросов включения заявителя в список лиц на получение сертификата. Истцу никто не отказывал в ее принятии в список граждан на получение сертификата и никто не уведомлял о том, что она включена в список на получение сертификата. О том, что истец включена в список лиц на получение сертификата в рамках реализации подпрограммы, она узнала только в суде, после обращения с настоящим иском в суд. Истцу негде жить, она проработала большую часть жизни в районах Крайнего Севера и в целях соблюдения Конституции Российской Федерации необходимо решением суда обязать должностных лиц выдать истцу в течение трех месяцев государственный жилищный сертификат, в обход очереди, сформированной списком, поскольку очередность не предусмотрена законом.
Представитель ответчика – Администрации Каргапольского поселкового совета Шабалина С.Б., в судебном заседании, дала пояснения согласно представленному письменному отзыву на иск. Дополнительно пояснила, что против признания за Шабариной Г.И. права на участие в подпрограмме и получении государственного жилищного сертификата, не возражает и согласна с тем, что в соответствии с действующим законодательством Шабарина Г.И. имеет право на участие в данной подпрограмме. Шабарина Г.И. действительно проработала длительный период времени в районах Крайнего Севера, переехала на постоянное место жительства в р.п. Каргаполье Курганской области. Имеющееся в собственности Шабариной Г.И. жилье не пригодно для проживания и в установленном порядке признано не пригодным для проживания созданной межведомственной комиссией. Шабарина Г.И. на основании ее обращения в 2010 году, поставлена Каргапольским поссоветом на учет в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, согласно постановлению Администрации Каргапольского поссовета № 360 от 03.06.2011. С указанной даты, с 03.06.2011. по обращению Шабариной Г.И. заведено учетное дело и все необходимые документы, для включения истца в список участников в подпрограмме на получение жилищного сертификата, находятся в данном учетном деле. Вопросы о включении в сводный список лиц на получение сертификата по подпрограмме, не входят в компетенцию поселкового совета, поскольку это компетенция администрации Каргапольского района и Департамента строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области. При этом по имеющимся в Каргапольском поссовета сведениям, Шабарина Г.И. в соответствии с законодательством должна была обратиться с заявлением, поданным в установленной форме в администрацию Каргапольского района Курганской области для участия в подпрограмме на получение сертификата. Шабарина Г.И. с указанным заявлением обратилась 04.12.2013., список участников в подпрограмме формируется в соответствии с законом до 01 августа каждого года, в связи с чем Шабарина Г.И. включена в сводный список участников в подпрограмме на 2015 год, следовательно истцу может быть выдан сертификат в 2015 году. Кроме того, просила бы учесть, что после постановки истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и включения истца в список на получение сертификата, истец в 2014 году продала признанный непригодным для проживания жилой дом, то есть произвела отчуждение жилья, тем самым ухудшила свои жилищные условия. При этом не оспаривает, что истцом продан именно тот жилой дом, который был признан непригодным для проживания.
Представитель ответчика - администрации Каргапольского района Курганской области – Тимошкина Н.В., в судебном заседании пояснила, что против признания за Шабариной Г.И. права на участие в подпрограмме и получении государственного жилищного сертификата, не возражает. Не согласна с тем, что истец требует признания за ней права на участие в подпрограмме с 2010 года и предоставить ей жилищный сертификат в трехмесячный срок, что не соответствует действующему законодательству. При этом не оспаривает, что Шабарина Г.И. имеет право на участие в данной подпрограмме и состоит в установленном законом порядке в списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, под порядковым номером 18. Датой постановки истца на учет является 03.06.2011., перед истцом в списке находятся граждане состоящие на учете в период с 1997 года по 2010 год, конституционные права которых не могут быть нарушены. Просила учесть, что в соответствии с законодательством для участия в подпрограмме необходимо заявление и определенные документы. Заявление истцом подано 28.12.2010., необходимые документы для принятия решения о подключении заявителя к участию в подпрограмме, представлены в период первого полугодия 2011 года и позднее, однако истец принята на учет и с 03.06.2011. включена в сводный список граждан имеющих право на получение сертификатов в 2015 году. Просила в удовлетворении иска отказать полностью.
Представитель ответчика - Департамента строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия и указал, что Шабарина Г.И. включена в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год под порядковым номером 18. Данный список подлежит рассмотрению рабочей группой Правительства Курганской области для решения вопроса о выдаче государственных жилищных сертификатов. По данным Администрации Каргапольского района, истец поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь с 03.06.2011. Полагает требование истца о признании за ней права на участие в подпрограмме с 2010 года необоснованным и просит в удовлетворении иска отказать. Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика в соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, её представителя и представителей соответчиков, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Закон № 125-ФЗ).
Государственная поддержка при обеспечении жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в форме предоставления жилищных субсидий, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами (статья 4 Закона № 125-ФЗ).
Жилищные субсидии (единовременные социальные выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений финансируются из федерального бюджета (преамбула Закона № 125-ФЗ).
В статье 2 Закона № 125-ФЗ установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей; во вторую очередь - пенсионерам; в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь - работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее по тексту - Правила).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 19 Правил, определяющих порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы, для участия в подпрограмме граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают ряд документов.
Порядок организации работы по выдаче сертификатов в пункте 44 Правил предусматривает, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет необходимые документы.
Правилаустанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К порядку предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии относятся формирование списков граждан - участников подпрограммы, организация работы по выдаче сертификатов, порядок оплаты приобретаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Пунктами 35 и 36 Правил, предусмотрено, что государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 902-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1097-О-О и др.).
Судом установлено, что истец Шабарина Г.И. включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом в 2015 году по муниципальному образованию Каргапольский район, в составе семьи один человек, с датой постановки на учет - 03.06.2011., с очередностью под номером «18» в составе группы второй очереди - пенсионеры.
Истец Шабарина Г.И. включена в сводный список подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по Курганской области по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, под номером «18» в составе группы второй очереди - пенсионеры.
С учетом требований изложенных норм закона предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется в порядке установленной очередности по дате постановки граждан на учет.
Истец не имеет статуса, позволяющего включить ее в состав первой очереди; не является первой в составе второй очереди сводного списка граждан-участников подпрограммы на 2015 год; граждане, указанные в сводном списке граждан-участников подпрограммы на 2015 год, под номерами с 1 по 17 имеют более ранний год постановки на учет и такую же категорию очередности, как у истца (вторую), что исключает предоставление истцу государственного жилищного сертификата в обход очереди.
Внеочередное предоставление истцу государственного жилищного сертификата нарушит права граждан аналогичной категории, ранее подавших заявление на получение государственного жилищного сертификата.
Принимая во внимание, что истец включена в сводный список подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по Курганской области по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, под номером 18 в составе группы второй очереди - пенсионеры, с датой постановки на учет 03.06.2011., нарушений прав истца на получение государственного жилищного сертификата не допущено.
На основании изложенных обстоятельств и приведенных норм законодательства, суд считает, что доводы истца и её представителя о необходимости признания за истцом права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с 2010 года и необходимости выдать истцу сертификат в течение трехмесячного срока, не состоятельны.
Требования истца к Администрации Каргапольского поссовета и Администрации Каргапольского района Курганской области предъявлены необоснованно, поскольку органы местного самоуправления не обладают полномочиями по принятию решений о выдаче государственных жилищных сертификатов.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не усматривается, в иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Шабариной Г.И. к Администрации Каргапольского поселкового совета, Администрации Каргапольского района Курганской области и к Департаменту строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области о признании права на участие в подпрограмме с 2010 года и получении государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выделить жилищный сертификат и в трехмесячный срок вручить заявителю, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2014. в 10:00.
Судья В.С. Сычёв