Решение от 12.01.2016 по делу № 2-30/2016 (2-836/2015;) от 16.11.2015

                                                                                                                                           дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Буйский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Капраловой Е.Л.,

с участием прокурора Баронкина Д.С.,

при секретаре Сокоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО2, к администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Буйский межрайонный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах ФИО2 , обратился в суд с иском к администрации городского округа г.Буй Костромской области о возложении обязанности на орган местного самоуправления в лице администрации городского округа г.Буй Костромской области по предоставлению на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда городского округа г.Буй Костромской области, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории городского округа г.Буй, изолированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда городского округа г.Буй Костромской области. Требование мотивировано следующими обстоятельствами.

Буйской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца решением Буйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.

ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено отцу истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно постановлению администрации городского округа г.Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

По договорам социального найма или в собственность жилые помещения на территории г.Буя и Буйского муниципального района Костромской области ФИО2 не предоставлялись. В настоящее время на территории Российской Федерации за истцом объектов недвижимости не значится.

В суде прокурор Баронкин Д.С. и истец ФИО2 поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации городского округа г.Буй Костромской области - Коновалова Н.Б., действующая на основании постоянной доверенности, с иском не согласна. Дополнительно она пояснила следующее.

В соответствии с Законом Костромской области №618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в бюджет городского округа г.Буй Костромской области на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа выделены субвенции в размере 980 000 руб. Эти средства использованы на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда для ребёнка-сироты . Другие субвенции для городского округа г.Буй названным законом не предусмотрены и не предоставлялись. Необходимые средства для обеспечения истца жилым помещением в бюджете городского округа г.Буй отсутствуют.

Представитель межрайонного территориального отдела социальной защиты населения опеки и попечительства (далее - МТОСЗН,ОиП ) - Смирнова О.В., действующая на основании постоянной доверенности, иск Буйского межрайонного прокурора поддержала, считает требования законными и обоснованными.

Представители третьих лиц - администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа г.Буй Костромской области в суд не явились; о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Из администрации Костромской области в суд поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие его представителя настоящего дела.

В отзыве администрации Костромской области на иск указано следующее.

Законом Костромской области от 23.12.2014г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» урегулированы отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (ст.1).

В соответствии с ч.2 ст.3 указанного Закона, государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч.1 настоящей статьи, включают в себя: 1)формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2)принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Согласно п.4 ч.2 ст.4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны соблюдать законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищное и бюджетное законодательство.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в соответствии с ч.1 ст.3 указанного Закона на неопределённый срок. Данный Закон вступает в силу с 1.01.2015г. (ст.10).

Таким образом, исходя из Закона Костромской области от 23.12.2014г. №620-5-ЗКО, участие администрации области в отношениях по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории городских округов Костромской области не предусмотрено.

Денежные средства на реализацию переданных отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями перечислены в установленном Законом Костромской области от 25.12.2014г. №618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год» размере (платежное поручение от 28.05.2015г. №14) .

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в отзыве на иск, руководствуясь ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указал следующее.

По состоянию на --.--.2015г. ФИО2 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Департамент заявленные требования не поддерживает, так как требование прокурора об обеспечении ФИО2 жильём вне зависимости от очередности ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа .

В письменном отзыве департамента финансов Костромской области, по существу, содержатся доводы, аналогичные доводам, изложенных в указанных выше отзывах .

Комитет по управлению муниципальном имуществом городского округа г.Буй Костромской области представил в суд заявление о том, что он поддерживает доводы администрации городского округа г.Буй Костромской области по иску по настоящему делу .

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд находит указанный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно п.«ж» и п.«к» ст.72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. «15-ФЗ, вступившего в силу с 1.01.2013г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно названной статье жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по достижении ими возраста 18 лет.

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Аналогичные нормы содержатся в ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28.12.2012г. №322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1.01.2013г.).

Установлено и подтверждено документально, что ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца - ФИО8 и ФИО9 лишены родительских прав решением Буйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации г.Буя Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 был направлен в Детский дом (п.1). За ФИО2 закреплена однокомнатная неблагоустроенная квартира по адресу: <адрес> (п.2) . Пункт 2 данного постановления отменён постановлением главы администрации городского округа г.Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации г.Буя от ДД.ММ.ГГГГ от Наливалкин А.С. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа .

Установлено, что по состоянию на --.--.2015г. ФИО2 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области .

По сообщению управления Росреестра по Костромской области и государственного предприятия Костромской области «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ прав на объекты недвижимого имущества за ФИО2 на территории Российской Федерации не зарегистрировано .

Из материалов дела следует, что местом жительства ФИО2 является <адрес> на территории которого, г.Буя и Буйского муниципального района Костромской области истец не является нанимателем муниципального жилого помещения, предоставленного по договору социального найма .

.           

ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени зарегистрирован в муниципальном жилом помещении общей площадью - 22,3 кв.м, в том числе жилой площадью - 12,6 кв.м, по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении, кроме истца, зарегистрирован по месту жительства ФИО8, лишенный в отношении истца родительских прав . Площадь данного жилого помещения, приходящаяся на каждое из названных лиц, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Думы городского округа г.Буй четвёртого созыва от ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 нуждается в жилом помещении.

В силу п.8 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29.12.2014г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления городских округов Костромской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч.1 ст.3 Закона).

В соответствии с ч.2 ст.3 названного Закона Костромской области, государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

1)формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2)принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

3)принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4)выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Согласно ст.10 Закона Костромской области от 29.12.2014г. №620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Законом Костромской области от 26.03.2015г. №646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» введен в действие Закон Костромской области от 29.12.2014г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждено Приложение 40, таблица 17 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2015 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», городскому округу город Буй переданы субвенции в размере - 980,0 тыс.руб.

Учитывая обстоятельства дела, изложенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что на муниципальное образование городской округ г.Буй Костромской области следует возложить обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете городского округа г.Буй Костромской области необходимых финансовых средств для обеспечения истца жильём, ввиду их несостоятельности.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу ст.ст.132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-30/2016 (2-836/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Наливалкин А.С.
Буйский межрайонный прокурор С.В.Теплов в интересах Наливалкина Андрея Сергеевича
Ответчики
Администрация г.о.г.Буй КО
Другие
Администрация Костромской области
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
МТОСЗН О и П № 1
Департамент СЗНО и П Костромской области
Департамент финансов КО
КУМИ г.о.г.Буй Костромской области
Суд
Буйский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
buisky.kst.sudrf.ru
16.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2015Передача материалов судье
23.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2015Судебное заседание
12.01.2016Судебное заседание
18.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее