Судья: Сурков В.П. Дело № 33а-6168/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сивохина Д.А., Шилова А.Е.,
при секретаре – Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селютина А.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом,
по апелляционной жалобе Селютина А.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
«Административный иск Селютина А.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Селютина А.В. – Багдасаровой Н.О. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара – Ниловой О.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Селютин А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование заявленных требований указано, что 31.03.2015 в Департамент градостроительства г.о. Самара административным истцом направлено заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес> в котором расположена квартира №, принадлежащая ему на праве собственности. 10.04.2105 административный ответчик сообщил, что образование земельных участков осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, который разрабатывается при подготовке документации по планировке территории. В последующем административный ответчик по вопросу подготовки документации по планировке территории в целях образования земельного участка, сообщил об отсутствии в бюджете г.о. Самара на 2015 год средств на разработку документации по планировке испрашиваемой территории. В апреле 2016 года на обращение по вопросу изыскания средств в местном бюджете на разработку проекта планировки и проекта межевания территории в целях формирования земельного участка под многоквартирным домом, административный ответчик сообщил, что образование земельного участка невозможно из-за отсутствия действующих муниципальных контрактов на подготовку документации по планировке указанной территории. 24.06.2016 Селютин А.В. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес>, в котором расположена квартира № принадлежащая ему на праве собственности. В ответ административный ответчик сообщил о невозможности проведения соответствующих работ в связи с отсутствием у него полномочий по формированию земельного участка, поскольку с 01.03.2015 формирование земельных участков под многоквартирными домами к муниципальным услугам не относится, при этом ему предложено самостоятельно и за свой счёт осуществить подготовку документации по планировке территории, после чего повторно обратиться с соответствующим заявлением. Селютин А.В. полагает, что в силу положений п. 4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, соответственно законодательство РФ позволяет ему как собственнику требовать формирование земельного участка под многоквартирным домом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Селютин А.В. просил суд обязать Департамент градостроительства г.о. Самара за счёт бюджетных средств сформировать земельный участок под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес> взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Селютин А.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Селютина А.В. – Багдасарова Н.О. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара – Нилова О.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Селютин А.В., представители ФГКУ Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» МО РФ, ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России, заинтересованные лица Королева А.А., Хвалова В.А., Безруков Г.В., Безрукова М.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующим на момент возникновения спорных отношении) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Из материалов дела следует, что на основании договора передачи квартир в собственность граждан от 14.02.2011 №526/7 Селютин А.В. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № с адресным ориентиром: <адрес>, не сформирован.
24.06.2016 Селютин А.В. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под указанным многоквартирным домом.
Письмом от 11.07.2016 №СП-9/3445-0-1 Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил Селютину А.В. об отсутствии полномочий по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и прилегающей к нему территории, поскольку, с 01.03.2015 формирование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется в рамках документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) и не относится к государственным или муниципальным услугам. Указано, что в настоящее время отсутствуют действующие муниципальные контракты на подготовку документации по планировке указанной территории.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 Земельного кодекса РФ.
Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии с положениями статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Принятие решения о разработке документации по планировке территории, разработка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в порядке, определённом постановлением Администрации г.о. Самара от 01.02.2010 №80 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о. Самара».
Согласно данному Порядку, заинтересованные лица обращаются в Департамент градостроительства г.о. Самара с предложением о подготовке документации по планировке территории, по результатам рассмотрения которого он принимает распоряжение о подготовке документации по планировке территории или выдает заключение об отклонении предложений заинтересованных лиц о подготовке документации по планировке территории с обоснованием причин принятия соответствующего решения.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления за счёт средств местного бюджета в рамках муниципальных контрактов либо физическими или юридическими лицами за свой счёт.
Судом установлено, что в настоящее время отсутствуют действующие муниципальные контракты на подготовку документации по планировке территории, расположенной под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Установлено, что соответствующая информация доводилась до сведения административного истца письмом Департамента градостроительства г.о. Самара от 11.07.2016 №СП-9/3445-0-1. Также административному истцу разъяснялось, что после определения разработчика документации по планировке территории заявителю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара, на основании которого будет принято решение о разрешении подготовки документации по планировке указанной в обращении территории, однако Селютин А.В. с указанным заявлением в Департамент градостроительства г.о. Самара не обращался.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 ЗК РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается Правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
В силу п. п. 3 и 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ следует, что правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которыми предусмотрено, что при использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с нормативами и стандартами, установленными уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями. Применительно к каждой территориальной зоне ст. 30 указанных Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует, в том числе градостроительному регламенту (ст. 3 Правил).
Согласно п.п. 4, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, доля в праве собственности на который принадлежит истцу, находится в двух территориальных зонах: Р-3 (зона природных ландшафтов) и Рзв (резервные территории) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской Городской Думы №61.
Внесение изменений в действующие Правила застройки и землепользования осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе и физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о принятии уполномоченным органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, доля в праве собственности на который принадлежит административному истцу, к одной из зон, с внесением соответствующих изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской Городской Думы №61.
Кроме того, согласно информации имеющейся в материалах дела, по адресу: <адрес>, расположен земельный участок с кадастровым номером №, на указанном земельном участка осуществляет деятельность филиал «Санаторий «Волга» ФГКУ «СКК «Приволжский» МО РФ (ранее - военный санаторий «Волга»).
Земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время идёт процесс оформления данного участка в собственность Российской Федерации, в том числе определяется его площадь и конфигурация.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при наличии указанных обстоятельств на административного ответчика не может быть возложена обязанность за счёт бюджетных средств сформировать земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения, при этом, ошибочный довод суда об отсутствии у Департамента градостроительства г.о.Самара полномочий по формированию земельного участка не повлиял на правильность постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии бездействия Департамента градостроительства г.о.Самара, выразившегося в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом, не могут быть приняты во внимание, как находящиеся за рамками предмета рассмотрения настоящей апелляционной жалобы на судебное постановление по административному делу о возложении на Департамент градостроительства г.о.Самара обязанность осуществить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (ч.3 ст. 227 КАС РФ).
То есть при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении административного истца конкретные действия.
Таким образом, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит административный истец, допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконными. Вместе с тем, административным истцом требования к административному ответчику об оспаривании его решений, действий (бездействия) в рамках данного административного дела, не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ФГКУ «СКК «Приволжский» МО РФ правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок, опровергаются материалами дела (л.д.109-138).
Ссылки в апелляционной жалобе на обращение Селютина А.В. к председателю Комиссии по застройке и землепользованию с заявлением об изменении территориального зонирования, правового значения не имеют, поскольку как указано выше, материалы дела не содержат сведений о принятии уполномоченным органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, доля в праве собственности на который принадлежит административному истцу, к одной из зон, с внесением соответствующих изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской Городской Думы №61.
Бездействие председателя Комиссии по застройке и землепользованию по не рассмотрению заявления Селютина А.В. об изменении территориального зонирования, не оспорено, незаконным не признано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не истребовал доказательства и материалы, необходимые для разрешения дела, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд обоснованно счел представленный объем доказательств достаточным и дал им надлежащую оценку. Предусмотренных ст. 63 КАС РФ оснований для истребования доказательств по ходатайству административного истца установлено не было.
Ходатайств об отложении судебного заседания в связи с необходимостью истребования дополнительных документов представителем административного истца не заявлялось, участники процесса не возражали против окончания рассмотрения дела по существу по представленным и исследованным судом доказательствам, что следует из протокола судебного заседания от 09.03.2017.
Доводы жалобы о том, что протокол судебного заседания не соответствует требованиям ст. 205 КАС РФ, подлежат отклонению. В соответствии со ст. 207 КАС РФ административным истцом подавались замечания на указанный выше протокол, которые определением суда от 13.03.2017 обоснованно отклонены.
Судебная коллегия отмечает, что административный истец не лишен права повторно обратиться в орган местного самоуправления с указанными требованиями, устранив вышеперечисленные недостатки.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяет правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селютина А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –