ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
№ 77-66/2023
г. Уфа 30 января 2023 г.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,
при секретаре судебного заседания Абдульманове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Ленинского района г. Уфы Еникеева Э.Р. на решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2022 г., которым постановление административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 03583 от 26 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация внешнеэкономического сотрудничества» оставлено без изменения, протест прокурора Ленинского района г. Уфы – без удовлетворения,
установил:
постановлением административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее – административная комиссия) № 03583 от 26 сентября 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2022 г., общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация внешнеэкономического сотрудничества» (далее – ООО «АВС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением административной комиссии и решением судьи районного суда, и.о. прокурора Ленинского района г. Уфы Еникеев Э.Р. принес в Верховный Суд Республики Башкортостан протест, в котором просит их отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об их незаконности.
Законный представитель ООО «АВС» на рассмотрение протеста не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом.
При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть протест в отсутствие не явившегося лица.
Представители прокуратуры Ленинского района г. Уфы Анваров Д.Х. и Рябова В.С. протест поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административной комиссии Стрижова Р.Ф. просила отказать в удовлетворении протеста.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, возражений, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Согласно ст. 1.1. КоАП РБ законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1.2. КоАП РБ задачами законодательства Республики Башкортостан об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.3 КоАП РБ нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в неоформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке закрепленной территории, зданий и их конструктивных элементов, в том числе не устранении в установленные сроки повреждений зданий и их конструктивных элементов, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке закрепленных территорий, установке и содержанию урн, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч. 8 ст. 50 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 г. № 62/4 (далее - Правила благоустройства), определены границы прилегающих территорий с целью их уборки, санитарного содержания и благоустройства - для промышленных, производственных объектов - 20 метров от внешней стены объекта, а при наличии ограждения - 20 метров от ограждения.
В соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 58 Правил благоустройства обслуживающие организации, собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на территории которых находятся зеленые насаждения, обязаны обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, систематический покос газонов и иной травянистой растительности в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно ст. 63 Правил благоустройства, благоустройство, уборка и санитарное содержание территорий осуществляется всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их организационно-правовой формы в пределах закрепленной за ними зоны уборки и санитарного содержания территории (ч. 1).
Закрепленная территория в целях благоустройства, уборки и санитарного содержания состоит из:
1) земельного участка, в границах землеотвода, используемого юридическими и физическими лицами на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком;
2) прилегающей территории, определенной в соответствии со ст. 50 настоящих Правил (ч. 2).
В соответствии со ст. 70 Правил благоустройства обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются: по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов объектов - граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 73 Правил благоустройства юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан.
Из материалов дела следует, ООО «АВС» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РБ за то, что 28 июля 2022 г. в 13 часов 40 минут по адрес, допустило нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в непринятии мер по содержанию прилегающей территории базы, по ее очистке от бытового мусора и сорной травы, допущено размещение туалетов с нарушением благоустройства, тем самым не исполнены ст. ст. 50, 63, 70, 73 Правил благоустройства.
Факт совершения ООО «АВС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РБ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении №... от 31 августа 2022 г.; актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 28 июля 2022 г., согласно которому 28 июля 2022 г. в 13 час. 40 мин. по адрес, за территорий автоцентра «...» со стороны адрес расположена база со складскими и административными зданиями согласно вывески «АВС». Территория не очищена от бытового мусора и сорной травы, на склоне около складов имеются признаки сжигания мусора. В непосредственной близости к зданию размещены некапитальные объекты: офисное помещение, бытовка, баня, туалеты. Указанная территория захламлена бытовым мусором, участок местности используется для хранения и эксплуатации транспортных средств (автобусы, фургоны), чем нарушены ст. ст. 63, 53, 22, 28 Правил благоустройства; фотоиллюстрациями территории, на которых отображены неубранные строительный мусор, туалеты, сорная трава; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 29 июля 2022 г., согласно которой ООО «АВС» имеет адрес; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16 ноября 2022 года, согласно которой земельный участок с кадастровым №..., расположенный по адрес, находится в собственности у ООО «АВС» и иными материалами дела.
Все представленные доказательства проверены судьей районного суда в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Виновность ООО «АВС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РБ, подтверждается совокупностью перечисленных выше доказательств. Оснований сомневаться в правильности выводов судьи районного суда не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» запрещается проведение плановых контрольных мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1) за исключением перечня проверок в отношении объектов, перечисленных в пункте 2, а также вводятся ограничения про проведению внеплановых проверок (пункт 3).
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается: для вида контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 248-ФЗ положением о виде контроля определяются контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля.
Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (утв. Решением от 14 декабря 2021 г. № 5/3 Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан) установлено, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляет Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (пункт 3).
Таким образом, административные комиссии в Республике Башкортостан не являются органом муниципального контроля, в связи с чем не должны в своей деятельности по возбуждению дел об административных правонарушениях руководствоваться положениями Федерального закона № 248-ФЗ.
Следовательно, запреты и ограничения на проведение проверок в рамках государственного и муниципального контроля в 2022 году, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», на деятельность административных комиссий при администрациях муниципальных образований в Республике Башкортостан не распространяются, поскольку проверка в рамках муниципального контроля не входит в полномочия административных комиссий.
Административных комиссии возбуждают дела об административных правонарушениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Право на составление протоколов об административных правонарушениях в области нарушений правил благоустройства предоставлено должностным лицам административных комиссий положениями ч. ч. 4, 6 ст. 28.3 КоАП РФ и ст. 14.2 КоАП РБ.
Изменения в ст. 14.2 КоАП РБ, определившую компетенцию административных комиссий на рассмотрение дел об административных правонарушениях в области нарушений правил благоустройства, не внесены.
На основании изложенного требования, установленные ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении только после проведения контрольного мероприятия на деятельность административных комиссий не распространяется.
Доводы протеста аналогичны доводам, рассмотренным судом первой инстанции, и направлены на переоценку выводов суда, не влияют на правильность правовой оценки действий лица и не исключают ответственность за нарушение Правил благоустройства.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу подателя протеста, материалы дела не содержат.
Наказание ООО «АВС» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РБ в минимальном размере.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления административной комиссии и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление административной комиссии при Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 03583 от 26 сентября 2022 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация внешнеэкономического сотрудничества» оставить без изменения, протест и.о. прокурора Ленинского района г. Уфы Еникеева Э.Р. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан М.Ф. Ахметов
Справка: судья Лялина Н.Е.