Решение по делу № 2-919/2019 от 22.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2019 года     г. Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Саволайнен Л.И., помощнике судьи Барановой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 919/2019 по исковому заявлению Анташкевич ФИО5 к администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о взыскании единовременной выплаты, процентов, компенсации морального вреда, суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд обратилась Анташкевич С.А. к администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о взыскании единовременной выплаты, процентов, компенсации морального вреда, в обоснование которого указала, что с 19 ноября 1986 проходила муниципальную службу в Осокинском сельском совете, затем Осокинской сельской администрации на различных должностях, с 1.01.2006 года работала в должности главного бухгалтера администрации Осокинского сельского поселения, 20.09.2019 была освобождена от замещаемой должности и уволена с муниципальной службы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, однако ей при увольнении не было выплачено единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, предусмотренное решением Осокинского сельского поселения от 4.03.2011, в размере четырехмесячного денежного содержания, что составляет <данные изъяты> рубля. С целью досудебного урегулирования вопроса 17.10.2019 года ею было направлено требование о выплате денежного содержания при увольнении с муниципальной службы, которое не удовлетворено, размер процентов, подлежащих уплате ответчиком составляет <данные изъяты> рублей 18 копеек, исходя из расчета: задержанная сумма – <данные изъяты> рубля, установленная дата выплаты – 30.08.2019 год, на дату 19.11.2019 года, просила взыскать с ответчика в её пользу задолженность по выплатам, причитающимся ей при увольнении в размере <данные изъяты> рубля, за нарушение работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении в размере <данные изъяты> рублей 18 копеек, моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истица Анташкевич С.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что имеет стаж муниципальной службы более 32 лет, 10.09.2019 ей была назначена пенсия за выслугу лет, на момент ее увольнения на пенсию решение совета Осокинского сельского поселения являлось действующим, незаконным не признавалось, последующая его отмена не влияет на ее права, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, исковые требования не признал, пояснил, что решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области установлена с 02.09.2019 года пенсия за выслугу лет Анташкевич С.А., замещавшей должность муниципальной службы – главного специалиста администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, Уставом Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области не предусмотрены дополнительные гарантии муниципального служащего, в том числе единовременная выплата в размере 4-месячного денежного содержания муниципального служащего при увольнении с должности муниципальной службы на пенсию, ранее действующее положение было отменено, выплатить Анташкевич С.А. единовременную выплату в связи с выходом на пенсию не представляется возможным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Анташкевич С.А. 19.11.1986 принята в качестве ст. бухгалтера Осокинского сельского совета, 12.02.1992 года переведена старшим бухгалтером в администрацию Осокинского сельсовета, 12.10.1993 года переведена в Осокинскую сельскую администрацию на должность ст. бухгалтера, 31.12.2005 года уволена переводом в администрацию Осокинского сельского поселения, 01.01.2006 года принята в администрацию Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района на старшую муниципальную должность категории «В» главным бухгалтером, 1.01.2008 переведена на старшую должность муниципального служащего- главный специалист, 01.01.2010 переведена на младшую должность муниципального служащего- специалист 1 категории, 1.04.2011 переведена на старшую должность муниципального служащего- главный специалист (л.д.8-14).

Распоряжением № 9-к от 28.08.2019 трудовой договор с Анташкевич С.А. расторгнут с 30.08.2019 по инициативе работника по пункту 3 части 1 ст.77 Трудового кодекса РФ, с выплатой компенсации за неиспользованный основной и дополнительный отпуск за период с 1.01.2019 по 31.12.2019 в размере 11,7 дней (л.д.29).

Расчет при увольнении истцу выплачен в соответствии со ст.84.1 ТК РФ своевременно и в полном размере, спора в указанной части, истцом не заявлено.

В соответствии с пунктом 10 трудового договора от 1.01.2006 муниципальному служащему установлено денежное содержание в соответствии с постановлением главы Осокинского сельского поселения № 44-п от 26.12.2005 «О денежном содержании муниципальных служащих Осокинского сельского поселения» (л.д.26-28).

Постановлением главы Осокинского сельского поселения от 10.09.2019 № 36-п Анташкевич С.А. установлена пенсия по выслуге лет со 2.09.2019 (л.д.44-45).

17.10.2019 Анташкевич С.А. обратилась к главе администрации Осокинского сельского поселения с заявлением о единовременной выплате четырех месячных денежных содержаний муниципального служащего (л.д.17), на что ей было отказано по основаниям отсутствия в Уставе поселения дополнительных гарантий муниципального служащего (л.д.18).

В обоснование своих требований истец Анташкевич С.А. ссылалась на наличие у нее права на получение дополнительной социальной гарантии, установленной решением Совета Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района от 4.03.2011 № 11, согласно которого при увольнении с должности муниципальной службы на пенсию лицам, замещающим должности муниципальной службы, имеющим право на пенсию за выслугу лет, предоставлялась единовременная выплата в размере четырех месячных денежных содержаний муниципального служащего (л.д.30-31).

Исходя из положений ст.11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, кроме прочего, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Согласно п.1,4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Согласно положений ст.2 Закона Омской области от 23 ноября 2007 № 976-ОЗ «Об оплате труда муниципального служащего в Омской области и о предоставлении муниципальному служащему в Омской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет» органы местного самоуправления Омской области самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К ежемесячным выплатам относятся:1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;3) ежемесячное денежное поощрение;4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за почетное звание Российской Федерации, Омской области, муниципального образования;5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень доктора наук, кандидата наук;.7) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу муниципального служащего, допущенного к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, выплачиваемая в порядке, установленном федеральным законодательством;8) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципального служащего;9) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты>, выплачиваемая в порядке, установленном федеральным законодательством.

К иным дополнительным выплатам относятся:1) премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий, порядок и условия выплаты которых определяются с учетом обеспечения задач и функций соответствующего органа местного самоуправления;2) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;3) материальная помощь (ст.3 названного закона).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

При этом денежное содержание муниципального служащего в Омской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.

В соответствии со ст.22 Положения о муниципальной службе в Осокинском сельском поселении Калачинского муниципального района, утвержденного решением Совета Осокинского сельского поселения от 13.03.2015 № 13, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Омской области.

Установленная решением Совета Осокинского сельского поселения Калачинского муниуипального района от 4.03.2011 № 11 единовременная выплата при увольнении на пенсию по выслуге лет в размере четырех месячных денежных содержаний муниципального служащего, не являлась составной частью денежного содержания муниципального служащего, носила стимулирующий характер, относилась к дополнительным выплатам.

Между тем, такая выплата не предусмотрена Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Омской области от 23 ноября 2007 № 976-ОЗ «Об оплате труда муниципального служащего в Омской области и о предоставлении муниципальному служащему в Омской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет».

При этом, в соответствии с п.2 ст.33 Устава Калачинского муниципального района, принятого решением Совета депутатов Калачинского муниципального образования № 18-РС от 23.06.2005 года, зарегистрированного постановлением ЗС Омской области № 249 от 14.07.2005 года Устав Калачинского муниципального района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на районном референдуме являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Калачинского муниципального района, иные правовые акты не должны противоречить Уставу.

Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.32 Устава Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района.

Таким образом, приведенное выше положение о единовременной выплате было принято с нарушением установленного порядка и нормативным правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу, чем тот, которым таковая может быть предусмотрена (законом субъекта РФ и уставом муниципального образования), вне пределов полномочий и компетенции.

Перечень дополнительных гарантий для муниципальных служащих не может быть расширен нормативными актами муниципальных образований, не предусмотренными федеральным законом, в таковых случаях могут быть лишь воспроизведены гарантии, предусмотренные федеральными законами, законами субъекта РФ и уставами муниципальных образований, что само по себе не выйдет за пределы полномочии соответствующего органа муниципального образования в области регулирования этих отношений.

Поскольку оспариваемая гарантия была ранее установлена без правовых оснований, то правомерно отменена решением Совета Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района от 27.09.2019 № 35 (л.д.32), тем самым, восстановив законное положение в указанных правоотношениях.

При этом, ст.48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регулирующая вопросы отмены муниципальных правовых актов, не ограничивает право органа их принявших отменять акты с момента принятия.

Тем самым, как на момент прекращения трудовых отношений, так и на момент рассмотрения дела судом у истицы отсутствовало законное материальное право на получение социальной гарантии в виде единовременной выплаты в размере четырех месячного денежного содержания, в связи с чем, отказ в выплате такового является правомерным.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истицы ответчиком, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, поскольку согласно ст.151 ГК РФ обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на причинителя только в случае его виновных действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Анташкевич ФИО6 к администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о взыскании единовременной выплаты, процентов, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья     Е.В.Иванова.

Мотивированное решение изготовлено 31.12.2019 года.

2-919/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Анташкевич Светлана Александровна
Ответчики
Администрация Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области
Суд
Калачинский городской суд Омской области
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на сайте суда
kalachinskcourt.oms.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2019Передача материалов судье
25.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Подготовка дела (собеседование)
10.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее