Судья: Орлова Т.А. гр. дело № 33-3859/2014
Апелляционное определение
18 апреля 2014 года г. Самара Самарской области
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.
при секретаре: Елютиной И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шибановой Н.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 февраля 2014 года, с участием представителей заявителя – Радаевой А.В. и Резюкова А.А.,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ. Шибанова Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратились в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 564 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под огородничество, и являющегося прилегающим с принадлежащим ей на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №. К заявлению был приложен необходимый и полный комплект документов.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что условие предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренное пунктом 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2003 года №94-ГД «О земле» (в редакции, действовавшей до 25.07.13), не соблюдено. Основанием для такого вывода послужило то, что согласно представленного плана границ земельного участка, по точкам 3,6,4 испрашиваемый земельный участок не ограничен красными линиями (территориями общего пользования), либо смежными земельными участками.
С указанным решением заявитель Шибанова Н.А. не согласна, поскольку границы мест общего пользования в силу п.2 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ могут устанавливаться не только красными линиями, но и по линиям улиц, проездов, границами земельных участков и т.д., также указывает на то, что граница испрашиваемого земельного участка по точкам н3, н6, н4 является, продолжением границы смежного земельного участка, находящегося в ее собственности, и составляет с ней одну прямую линию, что полностью соответствует требованиям п.6 ст. 11 ЗК РФ, согласно которой, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Шибанова Н.А. просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность земельного участка площадью 564 кв.м., в границах точек н1,н2,н3,н4,н5,н1, расположенного по адресу: <адрес> под огородничество. Возложить на Министерство имущественных отношений обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод Шибановой Н.А. путем принятия решения о предоставлении бесплатно в собственность Шибановой Н.А. земельного участка площадью 564,00 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, под огородничество согласно каталогу координат:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
и совершении всех необходимых для этого действий.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 февраля 2014 года в удовлетворении требований Шибановой Н.А. отказано. Суд пришел к выводу о правомерности действий Министерства имущественных отношений Самарской области, отказавшего в предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Шибанова Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Считает, что испрашиваемый земельный участок по точкам н3,н6,н4 граничит с территорией общего пользования – проездом, что подтверждается приложенными к апелляционной жалобе документами. Ссылается так же на то, что суд не представил достаточно времени для подготовки к судебному заседанию, сбору всех необходимых доказательств в обоснование своих доводов, что является существенным нарушением.
Относительно апелляционной жалобы письменных возражений не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя Шибановой Н.А. – Радаева А.В. и Резюков А.А., доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.
В судебное заседание заявитель Шибанова Н.А., представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным приступить к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения представителей заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст. 9 Закона Самарской области «О земле» предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 № 94-ГД (в редакции, действовавшей до 25.07.2013) земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином предоставляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
2) земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
2.1) земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования;
3) минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца 5 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее – Порядок).
В силу п. 2.1 и п. 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шибанова Н.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 564 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под огородничество, с приложением соответствующих документов, в соответствии со статьей 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 № 94-ГД.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ предоставленному Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара на запрос Министерства, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61.
Из сообщения, представленного Министерством лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, следует, что испрашиваемый земельный участок, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, не относится, находится вне береговой полосе, вне водоохранной зоны водного объекта (35-36).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что условие предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренное пунктом 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2003 года №94-ГД «О земле» (в редакции, действовавшей до 25.07.13), не соблюдено (л.д. 6-7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужило то, что из представленного плана границ земельного участка следует, что по точкам н3н,6,н4 испрашиваемый земельный участок не ограничен красными линиями (территориями общего пользования), либо смежными земельными участками.
Нормы предоставления земельных участков содержатся в ст. 33 ЗК РФ, согласно которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Норма, закрепляющая порядок предоставления земельного участка размерами менее минимальных, содержится в пункте 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» (в редакции до изменений, внесенных Законом Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле»).
Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона или муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, может быть предоставлен гражданину однократно без проведения торгов в собственность за плату либо в аренду в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- отсутствие споров о границах земельного участка со смежными земельными участками (или территориями общего пользования);
- общая граница с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
- условие об ограничении земельного участка со всех сторон смежными земельными участками.
Из представленной схемы границ земельного участка под индивидуальное жилищное строительство Шибановой Н.А. по адресу: <адрес> следует, что местонахождение испрашиваемого земельного участка определено узловыми и поворотными точками, по точкам н3,н6,н4 испрашиваемый земельный участок не ограничен красными линиями (территориями общего пользования), либо смежными земельными участками (л.д. 9).
То обстоятельство, что испрашиваемый участок прилегает к земельному участку с кадастровым номером №, находящемуся в собственности заявителя и границы испрашиваемого земельного участка является продолжением его границ, судебная коллегия не может принять во внимание в качестве основания для отмены решения суда в связи со следующим. Из представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области кадастровой выписки следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании (л.д. 29). Следовательно, земельный участок с вышеуказанным адресным ориентиром и кадастровым номером, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, не отражен на кадастровой карте. Таким образом, определить и подтвердить расположение испрашиваемого заявителем земельного участка, относительно границ земельного участка с кадастровым номером №, не представляется возможным.
Судом обоснованно не был принят довод заявителя, который им повторяется и в апелляционной жалобе, о том, что согласно п.2 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, испрашиваемый земельный участок по точкам н3,н6,н4 граничит с территорией общего пользования – проездом, поскольку допустимых доказательств того, что испрашиваемый земельный участок со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования, в том числе по точкам н3,н6,н4, суду не представлено.
Ссылка на фотографии как на доказательство наличия проезда на границе испрашиваемого земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку, из содержания данных фотографий не представляется возможным достоверно установить обстоятельства, на которые ссылается заявитель.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным принятого в пределах полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка отсутствуют, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Новые доказательства, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку он не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителю не было предоставлено достаточно времени для подготовки письменной позиции и представления доказательств по делу, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку согласно материалам дела заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), судебное извещение на ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), т.е. за 8 дней до судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела было отложено на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, у заявителя имелось достаточно времени для представления доказательств в обоснование своей позиции, которые суду так и не были представлены. Каких-либо объективных причин невозможности представления доказательств в установленные законом сроки рассмотрения данной категории дела заявитель не указал.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на судебную практику не содержит оснований для отмены решения суда, поскольку принятый судебный акт по иному делу не может служить основанием для признания незаконным решения по данному делу.
В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шибановой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: