Дело № 2а-5348/19
УИД 23RS0040-01-2019-005102-91
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 20 сентября 2019 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Поповой В.В.,
при секретаре Кулибабиной А.Е.,
с участием:
представителя административного истца Агеева А.А. – Шлык А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей диплом о высшем юридическом образовании ДВС № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административных ответчиков – администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Батлук А.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании ВСГ № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Симоняна Г.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Агеев А.А к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Агеев А.А. обратился в суд с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар.
Предъявление своего иска истец мотивировал тем, что является собственником восьми квартир, расположенных в доме <адрес>.
Многоквартирный жилой дом находится в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 886 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества.
Полагая, что площадь земельного участка не соответствует градостроительным, строительным, санитарным, противопожарным и иным обязательным нормам и правилам, он обратился к ИП ФИО5 для определения расчетной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Согласно заключению ИП Щербинина Ю.Д., площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес> в г. Краснодаре, рассчитанная в соответствии с СП 30-101-98, СНиП 2.07.01-89 и методикой, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от 14.04.2004 г. «Об утверждении методики расчета нормативных размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирного дома», составляет 4 750 кв.м.
Также экспертом дано заключение о возможности увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № до необходимой за счет изъятых для муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № и №, предназначенных для эксплуатации многоквартирных домов и иных входящих в состав таких домов объектов недвижимого имущества по адресам: <адрес>.
Имея в распоряжении указанное заключение, он обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о формировании земельного участка площадью 5 364 кв.м. путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Департамент архитектуры и градостроительства в письме от 09.04.2019 г. отказал ему в просьбе по тем основаниям, что за получением муниципальной услуги обратилось ненадлежащее лицо, образование земельного участка путем объединения указанных в заявлении земельных участков на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории недопустимо. Также указано на невозможность объединения земельных участков с разным видом разрешенного использования (в части земельных участков с кадастровыми номерами № и №).
Данный отказ он считает необоснованным.
Как собственник помещения в многоквартирном доме ему на основании ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов. При этом, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Право собственности ответчика на спорные земельные участки не зарегистрировано либо зарегистрировано право общей долевой собственности участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в связи с чем ссылка в письме на ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ несостоятельна.
Кроме того, земельные участки, за счет которых возможно увеличение площади земельного участка, предназначенного для обслуживания многоквартирного жилого дома, в котором расположены принадлежащие ему жилые помещения, имеют одинаковый вид разрешенного использования, а два земельных участка, указанных ответчиком в письме, по данным ответчика предназначены для строительства пристроек к квартирам, входящим в состав многоквартирного дома, то есть фактически также предназначены для эксплуатации многоквартирного дома и иных входящих в его состав объектов недвижимого имущества.
Основываясь на изложенном, истец просит признать отказ департамент архитектуры и градостроительства от 09.04.2019 г. незаконным, возложить на администрацию муниципального образования город Краснодар обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 364 кв.м. для эксплуатации многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества за счет земельных участков с кадастровым номерами №, №, №, №, № и №.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Административный истец Агеев А.А. в суд не явился, извещен, воспользовался предоставленным ст. 54 КАС РФ правом ведения дела через представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Шлык А.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования дополнила требованием о возложении на истца обязанности компенсировать администрации муниципального образования город Краснодар стоимость перераспределенных участков в размере 45 880 000 руб. Относительно заявленных требований суду дала пояснения, в целом аналогичные изложенным в иске, а также сослалась на результаты проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы. Просила уточненные требования удовлетворить.
Представитель административных ответчиков – администрации муниципального образования город Краснодар и департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Батлук А.В. с иском не согласилась, полагает отказ законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Симонян Г.А. решение по делу относит на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещен, сведениями о причинах неявки суд не располагает. В ранее состоявшемся судебном разбирательстве в принятии решения полагался на усмотрение суда (л.д. 108-110).
С учетом положений ст. ст. 150, 226 КАС РФ, неявка представителя заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд считает, что заявленные административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Истцом по настоящему делу оспаривается решение, выраженное в ответе департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 09.04.2019 г., при этом административное исковое заявление подано в суд 11.04.2019 г. Таким образом, срок на оспаривание решения истцом не пропущен.
В рамках рассматриваемого дела установлено, что административный истец является собственником квартир №№ <адрес>
Доказательством тому служат представленные административным истцом правоподтверждающие документы в виде Выписок из ЕГРН (л.д. 12-29).
Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1 886 кв.м., предназначенном для эксплуатации многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества (л.д. 35-38).
По заявке Агеев А.А Индивидуальным предпринимателем ФИО5 подготовлено заключение о размере земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером № недостаточна для эксплуатации расположенного на нем многоквартирного жилого дома, для этого необходим земельный участок площадью 4 750 кв.м., увеличение возможно за счет земельных участков с кадастровым номером № площадью 985 кв.м. по <адрес>, № площадью 456 кв.м. по <адрес>, № площадью 704 кв.м. по <адрес>, № площадью 467 кв.м. по <адрес>, № площадью 252 кв.м. по <адрес> (л.д. 30-34).
05.04.2019 г. Агеев А.А. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (л.д. 58-60), который по результатам рассмотрения заявления Агееву А.А. в просьбе отказал, о чем сообщено в письме от 09.04.2019 г. (л.д. 61-64).
В качестве оснований отказа департамент ссылается на различный вид разрешенного использования земельных участков (ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ), обращение с заявлением ненадлежащего лица, а также на невозможность образования объекта недвижимого имущества путем объединения земельных участков на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории со ссылкой на ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.
Суд полагает данный отказ ответчика необоснованным в связи со следующим.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (ч. 8 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).
В рамках рассматриваемого дела судом назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено АНО «Центр по проведению судебных экспертных исследований».
Согласно выводам, содержащимся в заключении № от 30.07.2019 г., необходимой и достаточной площадью земельного участка для обслуживания многоквартирного дома по <адрес> в г. Краснодаре является 4 799 кв.м., площади же сформированного для эксплуатации этого дома земельного участка с кадастровым номером № – 1 886 кв.м. недостаточно. Совокупная площадь перераспределенных земельных участков (№, №, №, № и №) и участка с кадастровым номером № составляет 4 799 кв.м. с учетом земельных участков № в границах земельного участка № и участка № в границах земельного участка №.
С учетом необходимого размера земельного участка (кадастровый номер №) для обслуживания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, возможно перераспределить земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № и №, а также участки с кадастровыми номерами № и № с учетом изменения разрешенного вида использования последних.
Рыночная стоимость перераспределенных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № и № составляет 45 110 000 руб.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Заключение эксперта, как одно из доказательств по делу, для суда не обязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств, т.е. объективно, всесторонне, с учетом всех доказательств по делу в их совокупности.
Не доверять выводам судебной экспертизы у суда оснований не имеется.
Экспертное заключение АНО «Центр по проведению судебных экспертных исследований» соответствует вопросам, поставленным перед экспертами, содержит полные и обоснованные выводы, эксперты имеют соответствующую квалификацию.
Судебная экспертиза проведена с соблюдением требований статей 84 - 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В связи с чем, оснований ставить под сомнение правильность и достоверность сведений, указанных в исследовательской части заключения и в выводах экспертизы у суда не имеется.
Судом не установлено наличия в выводах указанного заключения какой-либо неопределенности или противоречий.
Имеющееся в материалах дела экспертное заключение соответствует требованиям ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».
Представитель ответчиков в ходе судебного разбирательства хотя против удовлетворения требований возражала, однако никаких доказательств, опровегающих выводы эксперта, не предоставила.
Учитывая изложенное, выводы заключения эксперта суд полагает возможным положить в основу решения суда.
При этом, заключение судебной экспертизы фактически подтверждает выводы заключения ИП ФИО5
Из письма администрации муниципального образования город Краснодар от 14.05.2019 г. следует, что выходом на место сотрудниками Управления муниципального контроля визуально зафиксировано, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № свободны от строений и сооружений. На земельных участках № и № расположены одноэтажные капитальные объекты. Строительные работы на момент выезда не велись (л.д. 90-107).
Суд, анализируя представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, как каждое в отдельности, так и в совокупности, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, учитывая доводы сторон, нормы права, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, в связи с чем признает отказ ответчика незаконным, возлагает обязаность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также возложить на истца обязанность копенсировать администрации мунициального образования город Краснодар стоимость перераспределенных земельных участков.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Агеев А.А к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выраженный в письме от 09.04.2019 г. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 799 кв.м. для эксплуатации многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества по <адрес> в г. Краснодаре за счет земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, № и №.
Обязать Агеев А.А компенсировать администрации муниципального образования город Краснодар стоимость перераспределенных земельных участков в размере 45 110 000 (сорок пять миллионов сто десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.В. Попова