дело № 2а-179/2020
УИД № 36RS0019-01-2020-000288-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежская область
р.п. Кантемировка «10» июня 2020 года
Кантемировский районный суд, Воронежской области в составе председательствующего по делу судьи Маликина М.А.;
при секретаре Иващенко О.Н.;
истца в лице старшего помощника прокурора Кантемировского района, Воронежской области Безмельницыной Е.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Кантемировского района, Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создать места (площадки) накопления ТКО, суд,
УСТАНОВИЛ:
Истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением, в котором указывает, что во исполнение п. 11.4 решения коллегии прокуратуры области от 06.02.2020 «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области по укреплению законности и правопорядка в 2019 году и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов в деятельности администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области.
В соответствии с требованиями п. 18, ч. 1 и ч.3, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 9, ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 №148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» реализацию вышеназванных вопросов местного значения осуществляют поселения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
Пунктом 2.8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Воронежской области, утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.06.2017 №141 закреплено, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п.1 ст.13.4 Закона № 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Однако, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в сентябре 2019 года, установлено, что администрацией Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области до момента проверки места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы.
В этой связи, 11.09.2019 прокуратурой района в адрес главы администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области внесено соответствующее представление №2-2-2019/1386 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Частями 1, 2 статьи 24 Закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В ответе администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 365 от 07.10.2020 на указанное представление сообщено, что приняты меры по устранению выявленных нарушений, разработано и утверждено постановление № 29 от 07.10.2019 «Об утверждении отдельных форм документов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смаглеевского сельского поселения».
Вместе с тем, в ходе настоящей проверки установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района не созданы.
На основании изложенного, бездействием администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области нарушаются обязательные требования санитарных Правил по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, подземных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствует распространению инфекционных заболеваний и наступлению иных негативных последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к нарушению экологических прав граждан.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Несоблюдение требований законодательства, отмеченных в заявлении, нарушает права граждан на достойные экологические условия.
Просит суд признать бездействие администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, заключающееся в не создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, незаконным; Обязать администрацию Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые поддержал в полном объеме, сообщив доводы и сведения, аналогичные, содержащиеся в исковом заявлении и о возможности предоставить срок исполнения заявленной обязанности до декабря 2021 года.
Административный ответчик о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, признании административных исковых требований в полном объеме, просят предоставить отсрочку в исполнении заявленных требований до декабря 2022 года.
Судом из письменных доказательств установлено, что 11.09.2019 года прокуратурой Кантемировского района, Воронежской области в адрес главы администрации Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области внесено представление № 2-2-2019/1386 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами /л.д. 12-14/.
В ответе администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 365 от 07.10.2019 на представление прокуратуры Кантемировского района, Воронежской области сообщено, что приняты меры по устранению выявленных нарушений, разработано и утверждено постановление № 29 от 07.10.2019 «Об утверждении отдельных форм документов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смаглеевского сельского поселения» /л.д. 15/.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Кантемировского района, Воронежской области 30.04.2020 года в сфере обращения твердых коммунальных отходов, установлено, что администрацией Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области до момента проверки места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы /л.д. 9-11/.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, письменные возражения административного ответчика, суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии со статьей 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 года № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», следует, что «Поселения решают следующие вопросы местного значения: 9) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
Согласно Приказу ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 30.06.2017 № 141 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Воронежской области», следует, что «п. 2.8. Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах».
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусмотрено, что «1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
3. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
4. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ст. 13.4)».
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области в настоящее время не созданы места (площадки) накопления ТКО.
Таким образом, с учетом приведенных выше нормативно-правовых актов, орган местного самоуправления в лице административного ответчика, является единственным органом (лицом), обязанным совершить соответствующие действия.
Бездействия административного ответчика, выразившееся в не создании и содержании мест (площадок) накопления ТКО, приводит к нарушениям Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 года № 1039, создают угрозу вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, и исключение вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В связи с этим, суд находит требование прокурора Кантемировского района, Воронежской области, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области обоснованными, подлежащими удовлетворению с установлением срока исполнения заявленной обязанности до декабря 2021 года включительно.
Так как административный истец при подаче иска в защиту интересов и прав физических лиц неопределенного круга (п. 9, ч. 1, ст. 333.36 НК РФ) и административный ответчик (п. 19, ч. 1, ст. 333.36 НК РФ) освобождены от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат возложению на бюджет РФ (ч. 4, ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Смаглеевского сельского поселения Кантемировского муниципального района, Воронежской области, 396735, Воронежская область, Кантемировский район, с. Смаглеевка, ул. Почтовая, 15, ИНН 3612000980, дата регистрации 06.01.1994 года, заключающееся в не создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, незаконным;
Обязать Администрацию Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, 396735, Воронежская область, Кантемировский район, с. Смаглеевка, ул. Почтовая, 15, ИНН 3612000980, дата регистрации 06.01.1994 года, до декабря 2021 года включительно, создать на территории муниципального поселения Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Смаглеевского сельского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, 396735, Воронежская область, Кантемировский район, с. Смаглеевка, ул. Почтовая, 15, ИНН 3612000980, дата регистрации 06.01.1994 года сообщить в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения обязанности по созданию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в Кантемировский районный суд, Воронежской области и административному истцу об его исполнении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, путем принесения апелляционной жалобы через районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.А. Маликин