<данные изъяты>
Дело № 12-54/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дорогобуж 20 ноября 2020 года
Судья Дорогобужского районного суда Смоленской области Кулагин В.А.,
с участием помощника прокурора Дорогобужского района Старашук А.Д., адвоката Шнейдер Т.Г., представившей удостоверение № 522, ордер № 156,
при помощнике судьи Жевлаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы муниципального образования Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области Золотухина Олега Анатольевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области ФИО1 от 5 октября 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области ФИО1 от 5 октября 2020 года Глава муниципального образования Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области Золотухин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
В жалобе Золотухин О.А. просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, освободив от административной ответственности и ограничившись устным замечанием (предупреждением). В обоснование жалобы указывает, что он является заказчиком по муниципальным контрактам. Администрация Верхнеднепровского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области заключила два муниципальных контракта: № 0163300002520000010 от 27.04.2020 на выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной напротив дома №14 по пр. Химиков п. Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области на сумму 896 668,80 руб. и № 0163300002520000012 от 17.06.2020 на выполнение работ по ремонту пешеходных дорожек к зданию почты по ул. Комсомольская, п. Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области на сумму 741 441,60 руб.
По муниципальному контракту от 27.04.2020 Администрация должна была произвести оплату 15.07.2020. Фактически оплата проведена 11.08.2020, 12.08.2020. Несвоевременная оплата была обусловлена недополучением Верхнеднепровским городским поселением Дорогобужского района налоговых и неналоговых доходов, что было вязано с распространением Covid-19. Федеральные денежные средства поступают через программу Федерального казначейства СУФД. В указанной программе был сбой на протяжении 10 дней, в связи с чем у специалистов Администрации не имелось возможности подгрузить документы для оплаты. Необходимые денежные средства отсутствовали на лицевом счете Администрации.
По муниципальному контракту от 17.06.2020 Администрация должна была произвести оплату 21.07.2020, провела оплату через 9 дней после подписания актов, то есть 31.07.2020. Несвоевременная оплата была обусловлена недополучением Верхнеднепровским городским поселением Дорогобужского района налоговых и неналоговых доходов. На лицевом счете отсутствовали необходимые денежные средства. Оплата выставленных счетов была произведена после аккумуляции на счетах администрации городского поселения денежных средств.
Умысла в задержке оплаты по двум контрактам не было. Счета оплачены с незначительной задержкой и не повлекли никаких последствий для исполнителя. Каких-либо последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений не наступило. Со стороны подрядчиков ни в Администрацию, ни в иные органы жалобы и претензии не поступали.
В ходе судебного заседания Глава муниципального образования Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области Золотухин О.А., его представитель – адвокат Шнейдер Т.Г. жалобу поддержали. Если суд не усмотрит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, просили снизить размер назначенного штрафа в связи с тем, что сумма штрафа 30 000 рублей составляет месячную заработную плату Золотухина О.А. и является существенной для него. Кроме того, адвокат Шнейдер Т.Г. просила обратить внимание на субъект административной ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ, а именно на то, что в Администрации имеется контрактный управляющий, в должностные обязанности которого входит обеспечение приемки постановленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, организация оплаты поставленного товара, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области ФИО1 в суд не явилась, представив дело об административном правонарушении в отношении Золотухина О.А.
По ходатайству адвоката Шнейдер Т.Г. допрошены свидетели ФИО2, ФИО3
Свидетель ФИО2 пояснила, что работает юристом у ИП ФИО4, занимается ведением муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией. С Администрацией Верхнеднепровского городского поселения был заключен муниципальный контракт на благоустройство прилегающей территории к дому № 14 по пр. Химиков в пос. Верхнеднепровский. Муниципальным контрактом предусмотрен срок на оплату выполненных работ. Когда данный срок подходил, то с ИП ФИО4 связался Глава МО Золотухин А.О., объяснил ситуацию, что денег на счету для оплаты работ не хватает, попросили войти в положение и подождать оплату либо оплатить работу частями. ИП ФИО4 согласился подождать. Оплата была произведена в полном объеме менее, примерно через месяц. Претензий к Администрации Верхнеднепровского городского поселения ИП ФИО4 не имеет.
Свидетель ФИО3 пояснила, что работает главным бухгалтером Администрации Верхнеднепровского городского поселения. Бюджет поселения формируется на основании параметров, которые доводит финансовое управление, это определенный лимит бюджетных обязательств, под которые планируются годовые расходы. Лимит бюджетных обязательств – это виртуальные деньги, которых фактически на счете нет, но под эти лимиты поселение проводит аукционы и заключает муниципальные контракты. В 2020 году бюджет был сформирован на сумму около 57 миллионов рублей, за первое полугодие поступило только 14 миллионов рублей. Муниципальные контракты уже были заключены, работы по ним был выполнены, Администрация отслеживала ситуацию реальное поступление денежных средств на счет и как только деньги появлялись, работы по муниципальным контрактам оплачивались, при этом необходимо было создание резерва под первоочередные платежи, такие как заработная плата, под коммунальные платежи. Кроме того, выписку по счету администрация видит только через 3-4 дня после поступления денежных средств. Кроме того, по муниципальному контракту с ИП ФИО4 было два источника финансирования, а в Федеральном казначействе был сбой в программе, в связи с чем электронный документооборот был нарушен, невозможно было подкрепить документы, подтверждающие оплату.
Прокурор просил в удовлетворении жалобы отказать, указав, что согласно действующему законодательству главный распорядитель средств бюджета принимает на себя обязательства путем заключения муниципальных контрактов, которые должны исполняться надлежащим образом. Один из муниципальных контрактов был заключен Администрацией в рамках Национального проекта, установленного Указом Президента. Несвоевременная оплата денежных средств по исполненным муниципальным контрактам влечет нарушение прав субъектов предпринимательства. Правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку напрямую нарушает основные принципы бюджетной системы и права субъектов предпринимательства.
Выслушав мнение участников процесса, заслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 указанного закона планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В силу ч. 6 данной статьи план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ст. 12 Федерального закона №44-ФЗ указывает на то, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Государственные орган.
Согласно п. 1 ч.13 ст. 34 указанного закона в контракт включается такое обязательное условие, как о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 13.1 ст.34 указанного Закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона исполнение контракта включает в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании задания прокуратуры Смоленской области прокуратурой Дорогобужского района Смоленской области, информации, представленной подрядчиком, в период времени с 29.07.2020 по 27.08.2020 проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности Администрации МО Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в части, касающейся своевременной оплаты заказчиком обязательств по исполненным контрактам.
Прокуратурой района установлено, что между Администрацией Верхнеднепровского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области и ИП ФИО5 17.06.2020 заключен муниципальный контракт № 0163300002520000012 на выполнение работ по ремонту пешеходных дорожек к зданию почты по ул. Комсомольская пос. Верхнеднепровский. Согласно п. 2.1-2.2 Контракта цена контракта составляет 741 444 рублей. Источник финансирования – средства бюджета Верхнеднепровского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области.
В силу п. 2.3 Контракта оплата за выполненные работы осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте в течение 15 рабочих дней со дня подписания обеими сторонами документа о приемке (акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и предоставления подрядчиком счета.
Таким образом, счет на оплату должен предоставляться одновременно с актом о приемке работ.
Прокуратурой установлено, что 30.06.2020 между сторонами контракта составлен и подписан акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2. Также 30.06.2020 сторонами подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3, акт сдачи-приемки работ по ремонту пешеходных дорожек к зданию почты и ул. Комсомольская п. Верхнеднепровский.
Согласно условиям контракта последним днем оплаты работ по контракту является 21.07.2020.
Однако, по состоянию на 29.07.2020 работы по указанному контракту оплачены не были. Установлено, что принятые работы оплачены Заказчиком 31.07.2020, что подтверждается платежным поручением от 31.07.2020 № 476, то есть в момент проведения прокуратурой района проверки.
При этом согласно информации о состоянии лицевых счетов Администрации МО Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области в период времени с 21.07.2020 по 31.07.2020 на счетах заказчика имелись денежные средства.
27.04.2020 между Администрацией МО Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области и ИП ФИО4 заключен муниципальный контракт №0163300002520000010 на выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной напротив дома № 14 по пр. Химиков п. Верхнеднепровский.
В соответствии с п. 2.1 Контракта цена контракта составляет 896 668,80 рублей.
Согласно с п. 2.4 Контракта оплата за выполненную работу осуществляется платежными поручениями путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте после завершения всех работ с отсрочкой платежа не более 15 календарных дней с момента подписания акта приемки выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) за фактически выполненные работы, учитывая устранение дефектов (недостатков), выявленных при приемке работ на основании счета.
Из данного положения контракта установлено, что счет на оплату представляется одновременно с актом о приемке работ.
Акт о приеме выполненных работ, акт сдачи-приемки работ подписаны сторонами 30.06.2020. Последним днем оплаты работ по указанному контракту является 15.07.2020. Однако, по состоянию на 17.08.2020 оплата принятых работ не произведена.
Усмотрев в действиях должностного лица – Главы МО Верхнеднепровское городское поселение Золотухина О.А. признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ 27.08.2020 и.о. прокурора Дорогобужского района вынесено постановление о возбуждении в отношении последнего дела об административном правонарушении. Постановление и материалы проверки направлены руководителю УФАС Смоленской области для рассмотрения по существу.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области ФИО1 усмотрела в действиях Главы МО Верхнеднепровское городско поселение Золотухина О.А. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, признала его виновным в совершении административного правонарушения, назначив административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Вина Главы МО Верхнеднепровское городское поселение Золотухина О.А. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств: объяснениями Золотухина О.А., ФИО5, решением Совета Депутатов Верхнеднепровского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 20.12.2018 №49, уставом Верхнеднепровского городского поселения, муниципальным контрактом № 0163300002520000012 от 17.06.2020, актом о приемке выполненных работ №8 от 30.06.2020, справкой о стоимости выполненных работ и затрат №5 от 30.06.2020, актом сдачи-приемки работ от 30.06.2020, актом о приемке выполненных работ от 30.06.2020, платежным поручением № 476 от 31.07.2020, справкой об остатках на лицевом счете с 21.07.2020 по 31.07.2020, выпиской из лицевого счета бюджета за 21.07.2020, 22.07.2020, 23.07.2020, 24.07.2020, 27.07.2020, 28.07.2020, 29.07.2020, 30.07.2020, 31.07.2020, муниципальным контрактом № 0163300002520000010 от 27.04.2020, копией акта о приемке выполненных работ от 30.07.2020, актом сдачи-приемки работ от 30.06.2020, актом о приемке выполненных работ № 8 от 30.06.2020, выпиской из лицевого счета бюджета за 15.07.2020, справкой к выписке из лицевого счета бюджета по состоянию на 15.07.2020.
Суд приходит к выводу о том, что заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области ФИО1 правомерно усмотрела в действиях Главы МО Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области Золотухина О.А. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, без участия лица, привлекаемого к административной ответственности и прокурора Дорогобужского района, извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в сумме 30 000 рублей.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу, административным органом не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и обязанностями.
Учитывая, что законодатель предусматривает персональную ответственность Заказчика за соблюдение требований о контрактной системе, и обязанность муниципальных органов при планировании и осуществлении закупок исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, довод жалобы о том, что нарушение обусловлено объективными, не зависящими от Золотухина О.А. причинами, является необоснованным. Материалами дела не подтвержден факт принятия Золотухиным О.А. исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства и предотвращение допущенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Неисполнение заказчиками финансовых обязательств по контрактам влечет негативные социально-экономические последствия, в частности, возникновение долгов по оплате труда и налоговым платежам, срыв обязательств перед контрагентом.
Нарушения требований Закона о контрактной системе имеют широкую социальную значимость и находятся под постоянным особым контролем государства.
В силу положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Соответственно, указанные положения Закона не позволяют по настоящему делу применить в отношении Золотухина О.А. ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку ему назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - 30 000 тысяч рублей, что менее пятидесяти тысяч рублей.
Глава муниципального образования Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области является должностным лицом - субъектом административной ответственности по вмененному ему административному правонарушению, что отражено в постановлении по делу об административном правонарушении и в достаточной мере мотивировано. Не согласиться с данным выводом должностного лица, вынесшего постановление, у суда оснований не имеется.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области ФИО1 от 5 октября 2020 года о привлечении Главы муниципального образования Верхнеднепровское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области Золотухина Олега Анатольевича к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ суд признает законным и обоснованным, жалобу Золотухина О.А. - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1 ░░ 5 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 7.32.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 30 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.9 ░░░░ ░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░