Судья: Калачева О.А.
УИД 16RS0040-01-2024-000978-08
Дело № 7-384/2024
Дело № 5-141/2024 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Исмагиловой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Муродова Шарофиддина Холбоевича – Маслова Бориса Васильевича на постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Муродова Шарофиддина Холбоевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2024 года гражданин Республики Узбекистан Муродов Ш.Х. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Маслов Б.В., апеллируя к излишней суровости назначенного наказания, просил судебный акт изменить и исключить из него указание на назначение его доверителю дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Маслова Б.В. и свидетеля Муродова М.Х., полагаю, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как видно из протокола об административном правонарушении, должностным лицом в отношении гражданина Республики Узбекистан Муродова Ш.Х. было инициировано административное преследование за то, что он въехал в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по истечении срока непрерывного пребывания, продолжительностью девяносто суток, в период ста восьмидесяти суток.
Судья городского суда, получив и исследовав собранные административным органом материалы дела, нашел обвинение, выдвинутое против мигранта, доказанным и по этой причине подверг его административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с таким выводом нижестоящей инстанции согласиться нельзя.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
По смыслу положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в настоящем процессуальном документе подлежит отражению в том числе и событие административного правонарушения.
Выходить за пределы границ административно-публичного преследования, которые очерчены в протоколе об административном правонарушении, субъектам административной юрисдикции недопустимо.
Иной подход влек бы нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, лишал бы его возможности полноценного и квалифицированного реагирования на выдвинутое обвинение, ставило бы в заведомо неравное положение с административным органом.
Исходя из события правонарушения, описанного в протоколе об административном правонарушении, Муродову Ш.Х. ставится в вину неправомерный въезд в Российскую Федерацию по истечении предельного девяностодневного срока пребывания в Российской Федерации в период ста восьмидесяти дней, исчисляемый должностным лицом с 28 октября 2023 года.
Из имеющейся в материалах дела выписки из ЦБДУИГ следует, что Муродов Ш.Х. действительно последний раз въехал в Российскую Федерацию 28 октября 2023 года (л.д. 8-13). Следовательно, если исходить из объема обвинения, сформулированного в протоколе об административном правонарушении, последний день его девяностодневного непрерывного пребывания в Российской Федерации приходился на 25 января 2023 года.
В этой связи Муродов Ш.Х., въезжая в Российскую Федерацию 25 января 2023 года, не вышел за рамки указанного срока и вправе был находиться в Российской Федерации до окончания этого дня.
Изложенное свидетельствует о том, что в контексте события административного правонарушения, описанного в протоколе об административном правонарушении, иностранный гражданин не нарушил правил въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление судьи городского суда подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
По этой причине в силу части 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене и примененная в отношении Муродова Ш.Х. мера обеспечения производства по делу в виде его помещения в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника Муродова Шарофиддина Холбоевича – Маслова Бориса Васильевича удовлетворить.
Постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Муродова Шарофиддина Холбоевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Избранную в отношении Муродова Шарофиддина Холбоевича меру обеспечения производства по делу в виде помещения в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, отменить.
Освободить Муродова Шарофиддина Холбоевича из Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно с момента его провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Верхокамкин