Дело № 2-1735/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Блейз И.Г., при секретаре судебного заседания Бойко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжова В.В. к Правительству Севастополя, Потребительскому кооперативу «Гаражно-строительный кооператив «Ротор-4», Потребительскому кооперативу «Гаражно-строительный кооператив «Ротор-3», третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании права собственности на гараж,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Правительству Севастополя, ПК «ГСК «Ротор-4», ПК «ГСК «Ротор-3» и просит признать за ним право собственности на нежилое здание – каменный гараж № общей площадью 35 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, земельном участке с кадастровым номером № в границах землепользования ПК ГСК «Ротор-4» по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и ПК ГСК «Ротор-3» по адресу: <адрес> В обоснование иска указал, что на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков под строительство» во исполнение решения Испокома горсовета от ДД.ММ.ГГГГ № об отводе земельного участка кооперативу по строительству гаражей для индивидуальных машин «Ротор-3» кооперативу предоставлен земельный участок площадью 0,43 га в связи с уточнением размера участка в натуре в соответствии с проектом. В 1997 году на вышеуказанном земельном участке был построен гараж №, которым истец владеет и пользуется до настоящего времени. В соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право постоянного пользования ГСК «Ротор-3» на земельный участок площадью 0,2175 га в районе <адрес>, предоставлен ГСК «Ротор-4» в постоянное пользование для строительства и обслуживания гаражей земельный участок площадью 0,4788 га по <адрес> в г. Севастополе и выдан государственный акт на право постоянного пользовании землей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. После этого гараж № вошел в состав ГСК «Ротор-4». В ходе подготовки настоящего иска при изготовлении технического плана гаража было выявлено, что граница между кооперативами (гаражи с 1 по 47) установлена неверно – без учета всех выступов, в связи с чем гараж № оказался частично расположенным на территории ПК «ГК «Ротор-3». При этом земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании гаражных кооперативов «Ротор-3» и «Ротор-4», относятся к категории земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для размещения индивидуальных гаражей». Оба участка поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров. Гаражные кооперативы осуществляет свою деятельность на основании уставов, зарегистрированных в установленном законом порядке. После выплаты паевого взноса истец обратился в правление ПК ГСК «Ротор-4» за получением пакета документов для оформления права собственности на гараж и земельный участок под ним, однако ему было отказано в связи с отсутствием всех необходимых документов. Указанное обстоятельство препятствует истцу в регистрации права собственности на индивидуальный гараж, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В судебное заседание истец не явился, извещен в установленном законом порядке. В направленном суду письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ПК «ГСК «Ротор-4» в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке. В направленном суду письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что поддерживает заявленные в иске требования.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Рыжов В.В. является членом ПК «ГСК «Ротор-4», что подтверждается членской книжкой, а также является владельцем гаражного бокса №. Паевой взнос Рыжов В.В. выплатил в полном объеме, кадастровые работы для получения документов на оформление права собственности, проведены в отношении ранее выстроенного на средства Рыжова В.В. нежилого здания – гаража. Указанное нежилое здание находится на отведенном для его возведения земельном участке №, находящегося в границах землепользования ПК ГСК «Ротор-4» и ПК ГСК «Ротор-3», что подтверждается справкой ПК ГСК «Ротор-4», имеющейся в материалах дела.
На основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков под строительство» во исполнение решения Испокома горсовета от ДД.ММ.ГГГГ № об отводе земельного участка кооперативу по строительству гаражей для индивидуальных машин «Ротор-3» кооперативу предоставлен земельный участок площадью 0,43 га в связи с уточнением размера участка в натуре в соответствии с проектом.
В 1997 году на вышеуказанном земельном участке был построен гараж №, которым истец владеет и пользуется до настоящего времени.
В соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право постоянного пользования ГСК «Ротор-3» на земельный участок площадью 0,2175 га в районе <адрес>, предоставлен ГСК «Ротор-4» в постоянное пользование для строительства и обслуживания гаражей земельный участок площадью 0,4788 га по <адрес> в г. Севастополе и выдан государственный акт на право постоянного пользовании землей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения кадастровых работ и изготовлении технического плана гаража было установлено, что одна часть гаража № расположена на земельном участке с кадастровым номером № в границах землепользования ПК ГСК «Ротор-4», а вторая часть – на земельном участке с кадастровым номером № в границах землепользования ПК ГСК «Ротор-3».
Рыжов В.В. обратился в правление ГСК «Ротор-4» за получением пакета документов для регистрации права собственности на гараж согласно порядку, принятому уполномоченным органом государственной власти, однако ему было отказано, в связи с отсутствием всех необходимых документов, и разъяснено его право на обращение в суд с иском о признании права собственности на гаражный бокс.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично так и совместно с другими собственниками.
В силу части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Вместе с тем статьей 12 указанного Федерального конституционного закона установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.Пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Также недвижимыми вещами являются здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
Вещь является недвижимой либо в силу природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие права на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (пункт 4).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Таким образом, право собственности членов кооператива на недвижимое имущество в указанном выше случае возникает в силу закона.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В силу предписаний ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как установлено ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.
Следовательно, бремя доказывания наличия вещных прав на объект недвижимости лежит на лице, заявившем соответствующие требования.
Согласно заключению эксперта ООО «Крымский Республиканский научно-исследовательский институт судебной строительно-технической экспертизы и оценки» № 27/4 требования СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений; СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции»; СНиП 2011 «Полы» не нарушены. Гараж возведен и эксплуатируется в соответствии с действующим Градостроительным законодательством РФ и соответствуют градостроительным и строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, относится к капитальным строениям. Нормам СанПиН 2.2.1/Э2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений» не противоречит. Объект исследования не представляет угрозу жизни и здоровья граждан и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Выводы эксперта, данные в заключении, суд считает мотивированными, выполненным экспертом, обладающим специальными познаниями в указанной области, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования.
Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что строительство гаража осуществлено на земельном участке, отведенном для строительства и эксплуатации гаражных боксов, целевое назначение участка нахождение на нем такого рода сооружений предусматривает. Право на выделение земельного участка и возведение гаражей никем не оспорено; существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил не допущено.
Тот факт, что гараж истца фактически расположен на двух разных земельных участках, находящихся в постоянном пользовании гаражных кооперативов «Ротор-3» и «Ротор-4», не свидетельствует о нарушении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований земельного законодательства. К тому же оба земельных участка относятся к категории земель «Земли населенных пунктов», имеют вид разрешенного использования – «для размещения индивидуальных гаражей».
Изменение в настоящее время требований к техническому оформлению строительства гаражей само по себе не свидетельствует о нарушении истцом требований действующего законодательства, поскольку постройка осуществлена на отведенном для этих целей земельном участке и без нарушения установленных строительных норм и правил, при отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан.
Гараж построен на предназначенных для этого земельных участках, предоставленных потребительским гаражным кооперативам. При этом такого условия для возникновения у члена гаражно-строительного кооператива права собственности на гараж, как выдел земельного участка из ранее предоставленного кооперативу земельного участка, действующее законодательство не содержит.
Суд находит заявленные требования о признании за истцом права собственности на капитальный гараж законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Рыжова В.В. удовлетворить.
Признать за Рыжова В.В. право собственности на нежилое здание – каменный гараж № общей площадью 35,0 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № в границах землепользования ПК ГСК «Ротор-4» по адресу: <адрес> и на земельном участке с кадастровым номером № в границах землепользования ПК ГСК «Ротор-3» по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения изготовлен 09 июля 2020 года.
Председательствующий Блейз И.Г.