Дело № 2-295/24
УИД 59RS0026-01-2024-000590-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Куеда 25 сентября 2024 г.
Куединский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Воробьева С.И.
при секретаре Крутиковой О.И.,
с участием истца Сергеева Д.А.,
представителей ответчиков Мерзляковой О.В., Жаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Дмитрия Анатольевича к администрации Куединского муниципального округа Пермского края и МТУ №4 Министерства труда и социального развития Пермского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет лиц нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Сергеев Д.А. обратился с указанным иском в суд к администрации Куединского муниципального округа Пермского края и МТУ №4 Министерства труда и социального развития Пермского края, требования мотивировал тем, что с 1998 г. по 2006 г. воспитывался в детском доме. Его отец Сергеев А.Н. и мать Колегова Л.П. были лишены родительских прав. Он признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. Администрацией поселения за ним была закреплена доля в жилом помещении, расположенном по адресу: Пермский край, Куединский район, д. Окулов Починок, ул. Центральная, 11а. За время проживания в детском доме, комиссия в составе сотрудников администрации и органов опеки и попечительства осуществляла проверку жилого помещения, составлен акт о непригодности проживания в нем. В 2006 г. на момент выпуска из детского дома, закрепленного жилого помещения за ним не было. Считает, что органы опеки и попечительства, образовательное учреждение в котором он проживал, органы местного самоуправления, обязаны были поставить его на учет для получения жилого помещения по договору социального найма, поскольку он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. С 2006 г. по настоящее время не имеет своего жилья. Самостоятельно встать на учет для получения жилья он не мог, так как не достиг возраста 18 лет, обучался в коррекционной школе с.Б.Уса и состоял на учете у психиатра. В 2023 г. как только узнал о своих правах, он обратился в администрацию Куединского муниципального округа с заявление о включении в список для получения жилого помещения по договору социального найма. Комиссией Куединского муниципального округа было отказано в связи с тем, что он не реализовал свое право до достижения 23-летнего возраста. Сергеев Д.А. просит признать ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства, образовательным учреждением, где он воспитывался, органами местного самоуправления, обязанностей по защите прав человека и ребенка, оставшегося без попечения родителей, не принятии мер по обеспече6нию его жилым помещением и обязать ответчиков поставить его на учет в получении жилого помещения.
В судебном заседании Сергеев Д.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что жил с отцом в д.Окулов Починок до 1997 г., пока его не забрали в приют, а потом в детский дом п.Куеда, где он находился до 2005 г. В 2005 г. судом направлен в воспитательную колонию. В 2006 г. закрепленное за ним жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. Когда его освободили из воспитательной колонии никаких строений на земельном участке в д.Окулов Починок уже не было. В 2013 г. он обращался в администрацию Куединского района и МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края с заявлением, но ответа не было. В 2014 г. обращался в Чернушинский районный суд. В 2023 г. администрация Куединского муниципального округа предоставляла ему жилое помещение по договору коммерческого найма. Сейчас жилого помещения у него не имеется.
Представитель ответчика администрации Куединского муниципального округа Мерзлякова О.В. иск не признала. Суду пояснила, что согласно постановления Большеусинской сельской администрации Куединского района за Сергеевым Д.А. было закреплено жилое помещение по адресу: Куединский район, д.Окулов Починок, ул.Центральная, 11. В личном деле имеются акты проверки сохранности жилья с 2000 г. по 2005 г., в закрепленном жилье ни кто не проживал. В 2023 г. в администрацию Куединского муниципального округа от истца поступило заявление о включении его в список детей оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Куединского муниципального округа. Решением комиссии истцу было отказано, поскольку до достижения возраста 23 лет или до 1.01.2013 г. Сергеев Д.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях не обращался, в список включен не был. Закрепленное за Сергеевым Д.А. жилое помещение непригодным не признавалось, также не был установлен факт невозможного проживания в нем. Считает, что нахождение истца в детском доме, а в последующем в местах лишения свободы не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на обращение с заявление о включении в список. После достижения возраста совершеннолетия в течение 5 лет истец имел возможность самостоятельно защищать свои пава. Кроме того, просит о применении к заявленным требованиям последствий пропуска срока исковой давности.
Представитель ответчика МТУ №4 Министерства труда и социального развития Пермского края Жакова Н.А. иск не признала. Суду пояснила, что истец без уважительной причины не подал заявление о включении его в списки детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Сергеев Д.А. со времени достижения совершеннолетия каких-либо заявлений в Министерство социального развития Пермского края не подавал и в соответствующие списки не включался, с заявлением он имел право обратиться до достижения 23 лет. Считала, что в настоящее время истец не относится к категории лиц, которые подлежат обеспечению жильем на основании ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Заслушав участников судебного заседания и исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из обстоятельств установленных по делу следует, что Сергеев Д.А., 21.05.1988 г.р. с рождения проживал в Куединском районе Пермской области. Решением Куединского районного суда от 31.03.1998 г. отец заявителя Сергеев А.Н. лишен родительских прав, мать заявителя Колегова Л.П., решением Еловского районного суда от 1.07.1998 г. также лишена родительских прав в отношении истца. В 1998 г. Сергеев Д.А., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, устроен в Куединский детский дом, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: Куединский район, д. Окулов Починок, ул. Центральная, 11а. До 2005 г. Сергеев Д.А. находился в детском доме, расположенном в п. Куеда, принадлежавшем администрации Куединского района Пермского края. В 2005 г. Сергеев осужден к лишению свободы и направлен в воспитательную колонию. В период с 2000 г. по 2005 г. жилищная комиссия проводила обследование жилого помещения закрепленного за Сергеевым Д.А. Жилое помещение по адресу: Куединский район, д.Окулов Починок, ул.Центральная, 11а на момент достижения истцом 23 летнего возраста ветхим (аварийным) не признавалось.
Истец Сергеев Д.А. претендует на обеспечение его жилым помещением в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем просит признать незаконным бездействия ответчиков, возложении обязанности поставить на его учет лиц нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается возможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого объекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет, соответственно, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абзац 5 пункта 3 статьи 8).
Пунктом 9 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено истец Сергеев Д.А. в соответствие со ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку когда он не достиг возраста 18 лет его мать и отец были лишены родительских прав. Истец достиг совершеннолетия 22.05.2006 г., в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, он когда-либо не включался.
С целью реализации права на получение специализированного жилого помещения истец Сергеев Д.А. в апреле 2023 г. обратился в администрацию Куединского муниципального округа с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Куединского муниципального округа Пермского края.
Решением комиссии о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Куединского района Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставления им помещений муниципального специализированного жилищного фонда при Администрации Куединского муниципального округа от 18.05.2023 г. № 5 истцу отказано во включении в список, в связи с тем, что его возраст превышает 23 года. До достижения возраста 23 лет или до 1.01.2013 г. Сергеев Д.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях не обращался, в список включен не был.
Как следует из материалов дела, требования Сергеева Д.А., которому на момент предъявления иска исполнилось 36 лет, связаны с введением в действие с 01 января 2019 года новой редакции ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены новые Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила N 397), а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с Правилами N 397 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации (п. 2). В список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (п. 3).
Таким образом, Правила N 397 устанавливают порядок формирования соответствующего Списка, а также условия, при которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть включены в этот Список.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 1 января 2013 г. приведенная норма стала действовать в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ в ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ внесены изменения, в том числе в пункте первом абзац второй после слов "в абзаце первом настоящего пункта" дополнен словами "по их заявлению в письменной форме", а в абзаце третьем слова "учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях" заменены словами "медицинских организациях и иных организациях"; после слов "профессионального образования" дополнены слова "профессионального обучения". Кроме того, в новой редакции изложены пункты 2 и 3 статьи 8, касающиеся обязанностей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, полномочий по формированию списка, а также порядка формирования списка.
Таким образом, правовое регулирование вопроса, касающегося непосредственно прав лиц рассматриваемой категории на обеспечение жилым помещением, по сути, осталось прежним: распространение дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных Федеральным N 159-ФЗ, возможно для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет; и с соблюдением лицами указанной категории заявительного характера.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., приведены правовые позиции относительно применения положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Соответствующие правовые позиции содержатся и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.
То есть, исходя из правовых позиций, изложенных в названных Обзорах, оценка прав истца должна производиться из установления обстоятельств и причин, по которым истец своевременно (до 23 лет) не встал и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также, что ему препятствовало в постановке на такой учет; именно это является юридически значимым при рассмотрении дел данной категории и настоящего дела.
Между тем, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истец не указал каких-либо объективных обстоятельств или уважительных причин, препятствующих ему своевременно реализовать свои жилищные права как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Доказательств наличия уважительных причин, по которым до достижения Сергеевым Д.А. возраста 23 лет имеющееся у него право на предоставление жилого помещения не было реализовано, в материалы дела не представлены.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Сергеев Д.А. достиг совершеннолетия 22.05.2006 г., недееспособным не признавался, каких-либо заболеваний, препятствующих реализации гражданских прав, не имеет, при этом с заявлением о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Куединского муниципального округа в администрацию Куединского муниципального округа Пермского края обратился только 11.04.2023 г. (в возрасте 34 лет), несмотря на то, что имел возможность (в отсутствие доказательств иного) самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.
Таким образом, исходя из изложенного правового регулирования спорных правоотношений и доказательств, имеющихся в материалах дела, установлено, что истец до достижения им возраста 23 лет без уважительных причин не заявил о своих правах на жилое помещение как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратив статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент обращения истца с заявлением он не относился к лицам, имеющим право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ меры социальной поддержки, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Кроме того, представитель ответчика заявила о пропуске срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ и применении последствий пропуска указанного срока.
Судом установлено, что 23.09.2014 г. Сергеев Д.А. обращался в Чернушинский районный суд с исковыми требованиями о признании его лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, восстановлении срока реализации права на обеспечение жилым помещением. 31.10.2014 г. Чернушинским районным судом по гражданскому делу № 2-1053/14 по иску Сергеева Д.А. к МТУ №4 Минсоцразвития Пермского края принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Сергеева Д.А. отказано в полном объеме, решение вступило в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Сергеев Д.А. узнал о своем нарушенном праве не позднее 23.09.2014 г., а именно при подаче искового заявления в Чернушинский районный суд, однако, в Куединский районный суд истец обратился 3.07.2024, то есть с пропуском установленного законом трехлетнего срока.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения с настоящим иском, истцом суду не представлено. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока истец не заявлял.
При таком положении срок исковой давности для обращения Сергеева Д.А. с исковым заявлением о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обеспечению его жилым помещением, возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, пропущен.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сергеева Дмитрия Анатольевича к администрации Куединского муниципального округа Пермского края и МТУ №4 Министерства труда и социального развития Пермского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обеспечению его жилым помещением, возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С.И. Воробьев
Мотивированное решение суда изготовлено 8.10.2024 г.