Дело №2-7848/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 28 сентября 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малишевской Н.А.,
при секретаре Кисюк Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мухиной И.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) об обязании включить периоды рабы в специальный страховой стаж, о назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мухина И.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) включить в работу истца периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 08м. 00д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 00л. Обдн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 00м. 21д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 01л. 20дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л. 05м. 05д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 03л. 04дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02л. 11м. 19д.) - в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 01м. 07дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 01м. 02дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.29дн.) -курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 00м. 20дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 00м. 17дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 00м. 20дн.) - учебные отпуска, в стаж на соответствующих видах работ, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», а периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г. 05м. 26дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 03м. 05дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 00м. 24дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г. 02м. 17дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г. 11м. 13дн.) - в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 04м. 20дн.) - в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.02м.17дн.) - в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л. 04м. 16д.) - в должности <данные изъяты>» зачесть в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Также Мухина И.В. просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента официального обращения с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное), т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины в размере - 600 рублей, а также расходы на представителя истца адвоката Сайфитдинова Р.Ю. в размере 20 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) Мухиной И.В. отказано в досрочном назначении пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 №400-ФХ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Истец Мухина И.В.. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Мухиной И.В. - Сайфитдинов Р.Ю., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений к нему.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) Еськина А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Представила письменные возражения на исковое заявление.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что при принятии решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости ответчиком не были исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Работа Мухиной И.В. в вышеуказанных должностях подтверждается записями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 г. «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что в целях реализации ст. 30 и ст.31 ФЗ «О страховых пенсиях», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-0, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей, и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Данная позиция изложена и в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, предоставляется исключительно работникам учреждений, к которым ст. 120 ГК РФ относит любое учреждение - созданное гражданином, юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).
Таким образом, для назначения досрочной пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не имеет значения организационно-правовая форма учреждения, основанием к назначению пенсии является работа в учреждениях, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Кроме того, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.10.2002 № ЛЧ-25-25/9480 «О применении льготы 1 год за 1 год и 6 месяцев при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, без требований факта участия в хирургических операциях» вопрос о возможности исчисления среднему медицинскому персоналу стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением льготы, установленной абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусматривается врачам-хирургам всех наименований среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывать за 1 год и 6 месяцев. Льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении среднего, медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций.
Письмом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 года № «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров», а позднее - приказом Министерства здравоохранения от 29.01.1999 № 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» акушерское, родовое и родильное отделения являются отделениями хирургического профиля.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, суд находит правовые основания для удовлетворения исковых требований Мухиной И.В. о включении в страховой стаж по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы Мухиной И.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.01м.07дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.01м.02дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.29дн.) -курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.20дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.17дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м. 20дн.) - учебные отпуска. Также подлежат зачету в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы Мухиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г. 05м. 26дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.03м.05дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 00м. 24дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г.02м. 17дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г.11м.13дн.) - в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.04м. 20дн.) - в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л.04м.16д.) - в должности <данные изъяты>» зачесть в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Также Мухина И.В. просит обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую
Между тем, не подлежат удовлетворению требования истца о включении в страховой стаж по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы Мухиной И.В.: в должности <данные изъяты>»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 08м. 00д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 00л. Обдн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 00м. 21д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 01л. 20дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л. 05м. 05д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 03л. 04дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02л. 11м. 19д.), поскольку по своей организационно-правовой форме, и по наименованию, <данные изъяты> не относится к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается по п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Сведений о том, что ОАО «<данные изъяты>» ранее являлось учреждениями здравоохранения, а впоследствии имело место изменение организационно-правовой формы при сохранении в нем прежнего характера профессиональной деятельности работника, стороной истца в суд не представлено.
Из материалов дела следует, что ОАО «<данные изъяты>» является коммерческой организацией.
Согласно представленным истцом Уставов вышеуказанное общество является вновь созданным самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность с целью извлечения прибыли, действующей в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и другими нормативными актами, регулирующими деятельность обществ на территории Российской Федерации.
Таким образом, в спорный период работы истца организация- ОАО «<данные изъяты> не являлась государственной или муниципальной организацией.
Доводы истца о наличии доли государства в уставном капитале не влечет выводов о том, что общество являлось государственным предприятием или организацией.
Также суд не находит правовых оснований для зачета в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периода работы Мухиной И.В. в должности <данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.02м.17дн.), поскольку, исходя из наименования структурного подразделения «специализированный кабинет» следует, что работа истца протекала не в <данные изъяты>. Кроме того, выпиской из индивидуального лицевого счета не подтверждается факт льготной работы застрахованного лица Мухиной И.В. за спорный период, в связи с чем он не может быть включен в специальный стаж в льготном исчислении, что предусмотрено п. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Сроки назначения пенсии определены в ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, удовлетворенных судом по данному делу, у истца недостаточно специального стажа, предусмотренного п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», то оснований для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд считает, что заявленная сумма в размере 20000 рублей за услуги представителя является завышенной и не соответствует требованию разумности. Исходя из сложности дела, участия представителя истицы в одном судебном заседании, а также частичного удовлетворения исковых требований, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истицы понесённых ею расходов на оплату услуг представителя Сайфитдинова Р.Ю. в сумме 15000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, учитывая частичное удовлетворение исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежит уплаченная Мухиной И.В. государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухиной И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) об обязании включить периоды рабы в специальный страховой стаж, о назначении страховой пенсии удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) обязанность включить Мухиной И.В. в страховой стаж по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в льготном исчислении, то есть один год работы, как один год и шесть месяцев, периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.01м.07дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.01м.02дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.29дн.) -курсы повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.20дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.17дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м. 20дн.) - учебные отпуска.
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г. 05м. 26дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.03м.05дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г. 00м. 24дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г.02м. 17дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г.11м.13дн.) - в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г.04м. 20дн.) - в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л.04м.16д.) - в должности <данные изъяты>
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) в пользу Мухиной И.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска Мухиной И.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.10.2018.
Председательствующий: Н.А. Малишевская