Дело № 2-1-6910/2021
64RS0042-01-2021-014636-72
Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Кругловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Жигановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению федерального государственного казенного учреждения комбинат «Кристалл» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу к Скородумову А. А., Скородумовой Л. А., Иванову В. Н., Дамзен С. А., Ивановой Д. В. о признании отсутствующим права оперативного управления,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Кристалл» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее – ФГКУ комбинат «Кристалл») обратилось в суд с иском к Скородумову А.А., Скородумовой Л.А., Иванову В.Н., Дамзен С.А., Ивановой Д.В. о признании отсутствующим права оперативного управления.
Требования мотивирует тем, что 06.01.1999 г. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, 5-й <адрес>, с кадастровым номером 64:50:031701:79, зарегистрировано право оперативного управления за ФГКУ комбинат «Кристалл».
В последующем жилой дом в равных частях был передан физическим лицам на безвозмездной основе.
Согласно решению Энгельсского городского суда Саратовской области от 08.02.2005 г., вступившего в законную силу, по гражданскому делу № 2-308/2005 Иавнова В.Н., Иванова Д.В., Иванова С.А., Иванова Т.А. проживали в части вышеуказанного дома в квартире 1 на основании ордера на жилое помещение, выданного Администрацией Энгельсского района от 14.07.1999 г. № на имя Иванова В.Н.
Как указано в решении, строительство <адрес>у в <адрес> осуществлял хозрасчетный строительно-монтажный участок Приволжского территориального управления Государственного комитета РФ по государственным резервам на основании решения исполкома Энгельсского городского Совета народных депутатов от 24.07.1991 г. № об отводе земельного участка.
Постановлением администрации г. Энгельса от 19.08.1998 г. № был утвержден акт ввода в эксплуатацию, и дом поставлен на учет и баланс хозрасчетного строительно-монтажного участка. В дальнейшем права на жилой дом переданы комбинату «Кристалл», правопреемником которого является СУ комбинат «Кристалл» Росрезерва.
Согласно выписки из ЕГРН объект недвижимости по адресу: <адрес>, р.<адрес>, 5-й <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Иванову В.Н., Дамзен С.А., Ивановой Д.В.
Согласно договору на приватизацию жилого помещения от 01.02.2001 г. № Государственное учреждение Комбинат «Кристалл» <адрес> (в настоящее время ФГКУ комбинат «Кристалл») физическим лицам Скородумову А.А. и Лимашовой Т.А. безвозмездно передало в общую долевую собственность в равных долях каждому часть жилого дома, включающую в себя изолированное жилое помещение, состоящее из трех комнат, имеющую общую площадь 113,6 кв.м (полезная площадь 96,9 кв.м), в том числе жилую площадь 41,7 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>.
Право собственности на часть жилого дома было зарегистрировано в ЕГРН «Саратовской областной регистрационной палатой», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2001 г. серии <адрес> на имя Лимашовой Т.А., вид права: общая долевая собственность, доля 1/2, а также свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2001 г. серии <адрес> на имя Скородумова А.А., вид права: общая долевая собственность доля 1/2.
29.06.2016 Лимашова Т.А. передала в дар принадлежащую ей ? долю в праве общей долевой собственности Скородумовой Л.А. на основании договора дарения 1/2 доли <адрес> АА 1774753.
Таким образом, на момент подачи иска согласно выписке из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> кадастровым номером 64:50:031701:98, зарегистрирована общая долевая собственность с ? доли в праве собственности за Скородумовой Л.А. и Скородумовым А.А.
Жилое помещение по адресу <адрес> с номером <адрес> (кадастровый №) разделено два самостоятельных объекта недвижимости, которые имеют свои адрес и кадастровый номер.
Документы о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 64:50:031701:79 и о прекращении права оперативного управления отсутствуют, в то время как объект разделен на два самостоятельных объекта недвижимости, с присвоением каждому собственного кадастрового номера. Фактическими владельцами строений являются другие лица, имущественные права которых зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные лица на протяжении всего времени владения указанными объектами недвижимости несут бремя его содержания. Закрепленное за заявителем право оперативного управления на данный объект недвижимости носит формальный характер.
На балансе комбината жилой <адрес> не числится, был списан в 2005 году.
Истец просит признать отсутствующим право оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, 5-й <адрес>, с кадастровым номером 64:50:031701:79, зарегистрированное за федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Кристалл» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу.
Истец ФГКУ комбинат «Кристалл», ответчики Скородумов А.А., Скородумова Л.А., Иванов В.Н., Дамзен С.А., Иванова Д.В., третьи лица – ТУ Росимуещства в Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 2 ст. 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, прекращаются но основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Согласно пп. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено, что 06.01.1999 г. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, 5-й <адрес>, с кадастровым номером 64:50:031701:79, зарегистрировано право оперативного управления за ФГКУ комбинат «Кристалл».
В последующем жилой дом в равных частях был передан физическим лицам на безвозмездной основе.
Согласно решению Энгельсского городского суда Саратовской области от 08.02.2005 г., вступившего в законную силу, по гражданскому делу № Иванова В.Н., Иванова Д.В., Иванова С.А., Иванова Т.А. проживали в части вышеуказанного дома в квартире 1 на основании ордера на жилое помещение, выданного Администрацией Энгельсского района от 14.07.1999 г. № на имя Иванова В.Н.
Как указано в решении, строительство дома 8 по 5 Полярному проезду в г. Энгельсе осуществлял хозрасчетный строительно-монтажный участок Приволжского территориального управления Государственного комитета РФ по государственным резервам на основании решения исполкома Энгельсского городского Совета народных депутатов от 24.07.1991 г. № об отводе земельного участка.
Постановлением администрации г. Энгельса от 19.08.1998 г. № был утвержден акт ввода в эксплуатацию, и дом поставлен на учет и баланс хозрасчетного строительно-монтажного участка. В дальнейшем права на жилой дом переданы комбинату «Кристалл», правопреемником которого является СУ комбинат «Кристалл» Росрезерва.
Согласно выписки из ЕГРН объект недвижимости по адресу: <адрес>, 5-й <адрес> - на праве общей долевой собственности принадлежит Иванову В.Н., Дамзен С.А., Ивановой Д.В.
Согласно договору на приватизацию жилого помещения от 01.02.2001 г. № Государственное учреждение Комбинат «Кристалл» <адрес> (в настоящее время - ФГКУ комбинат «Кристалл») физическим лицам Скородумову А.А. и Лимашовой Т.А. безвозмездно передало в общую долевую собственность в равных долях каждому часть жилого дома, включающую в себя изолированное жилое помещение, состоящее из трех комнат, имеющую общую площадь 113,6 кв.м (полезная площадь 96,9 кв.м), в том числе жилую площадь 41,7 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>.
Право собственности на часть жилого дома было зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2001 г. серии <адрес> на имя Лимашовой Т.А., вид права: ? доли в праве общей долевой собственности, а также свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2001 г. серии <адрес> на имя Скородумова А.А., вид права: ? доли в праве общей долевой собственности.
29.06.2016 Лимашова Т.А. передала в дар принадлежащую ей ? долю в праве общей долевой собственности Скородумовой Л.А. на основании договора дарения ? доли <адрес> АА 1774753.
Таким образом, на момент подачи иска согласно выписке из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> кадастровым номером 64:50:031701:98, зарегистрирована общая долевая собственность с ? доли в праве собственности за Скородумовой Л.А. и Скородумовым А.А.
Таким образом, установлено, что жилой дом по адресу <адрес> (кадастровый №) разделен на два самостоятельных объекта недвижимости, которые имеют свои адреса и кадастровые номера: <адрес>, 5-й <адрес>. У каждого объекта недвижимости имеются собственники – физические лица (ответчики).
Документы о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 64:50:031701:79 и о прекращении права оперативного управления истца отсутствуют, в то время как объект разделен на два самостоятельных объекта недвижимости, с присвоением каждому собственного кадастрового номера.
Фактическими владельцами строений являются другие лица, имущественные права которых зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные лица на протяжении всего времени владения указанными объектами недвижимости несут бремя его содержания. Закрепленное за заявителем право оперативного управления на данный объект недвижимости носит формальный характер.
На балансе комбината жилой <адрес> не числится, был списан в 2005 году.
То есть фактически в настоящее время у истца отсутствует право оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, 5-й <адрес>, с кадастровым номером 64:50:031701:79.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать отсутствующим право оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, 5-й <адрес>, с кадастровым номером 64:50:031701:79, зарегистрированное за федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Кристалл» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда составлено 23.12.2021 г.
Судья О.В. Круглова