Дело № 2а-3541/2020
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
«02» сентября 2020 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Максимовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лежневой М.Е.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ (адрес) Рє Р¤РРћ1 Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рнспекция Федеральной налоговой службы РїРѕ (адрес) (далее РїРѕ тексту РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес)) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Р¤РРћ1 Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц РІ размере в„– рубля. РљСЂРѕРјРµ того, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» признать причину РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным исковым заявлением уважительной Рё восстановить соответствующий пропущенный процессуальный СЃСЂРѕРє (Р».Рґ. 2-3).
В обоснование административного искового заявления истец указал, что ответчик являлся собственником недвижимого имущества, и как следствие, плательщиком налога на имущество, однако, установленные законом обязанности по уплате налога не исполнял. Заявление о взыскании соответствующей задолженности своевременно подано не было в связи с изменениями в программном обеспечении, соответствующая задолженность обнаружена в результате инвентаризации, что по мнению административного истца, является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Представитель административного истца РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес) РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (Р».Рґ. 11Р°), сведений РѕР± уважительности причин неявки РІ судебное заседание РЅРµ представил, РѕР± отложении судебного заседания РЅРµ РїСЂРѕСЃРёР».
Административный ответчик Р¤РРћ1 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ месте Рё времени судебного заседания извещался заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј, направленным СЃ уведомлением Рѕ вручении РїРѕ всем известным адресам, которое возвращено РІ СЃСѓРґ Р·Р° истечением СЃСЂРѕРєР° хранения (Р».Рґ. 12).
В силу требований ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Понятие места жительства раскрывается в ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом и вводит систему регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные нормы содержат и Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.
Согласно ст. 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Учитывая, что согласно адресной справке РЈР’Рњ ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес) административный ответчик Р¤РРћ1, (дата) РіРѕРґР° рождения, РїРѕ состоянию РЅР° (дата) зарегистрирован РїРѕ месту жительства РїРѕ адресу: (адрес) (Р».Рґ. 111), РїСЂРё этом заказное РїРёСЃСЊРјРѕ СЃ судебной повесткой направлялось РїРѕ указанному адресу, Рё ответчиком РЅРµ получено РїРѕ независящим РѕС‚ СЃСѓРґР° обстоятельствам, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ надлежащем извещении административного ответчика Р¤РРћ1 Рѕ месте Рё времени судебного заседания.
Рнформация Рѕ рассмотрении дела была заблаговременно размещена РЅР° официальном сайте Калининского районного СЃСѓРґР° Рі. Челябинска (Р».Рґ.10), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рё РЅР° основании С‡. 2 СЃС‚. 289 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ полагает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие РЅРµ явившихся лиц, участвующих РІ деле.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения административного иска не находит по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
РР· материалов дела следует, что ответчик Р¤РРћ1 РІ спорный период времени являлся собственником недвижимого имущества, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅР° нем РІ силу закона лежала обязанность РїРѕ уплате налога РЅР° имущество физических лиц.
Так, в силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. СЃС‚. 12, 15 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє местным налогам относится, РІ частности налог РЅР° имущество физических лиц, который устанавливается Налоговым кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ Рѕ налогах Рё обязательны Рє уплате РЅР° территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в частности на жилые дома.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в спорный период времени, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Р’ установленные СЃС‚. 409 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃСЂРѕРєРё, обязанность РїРѕ уплате налога РЅР° имущество физических лиц Р¤РРћ1 РЅРµ исполнена, налоговое уведомление РІ адрес налогоплательщика РЅРµ направлено.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при этом требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено действующим законодательством (абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
РР· системного толкования положений СЃС‚. 48 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует вывод РѕР± ограничении СЃСЂРѕРєР°, РІ течение которого налоговый орган вправе обратиться РІ СЃСѓРґ Р·Р° взысканием налога, СЃР±РѕСЂР°, пеней, штрафов.
РР· материалов дела следует, что налоговый орган РІ результате проведенной РІ 2020 РіРѕРґСѓ инвентаризации выявил наличие Сѓ Р¤РРћ1 задолженности РїРѕ уплате налога РЅР° имущество физических лиц РІ размере в„– рубля.
В то же время, доказательства направления в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, административным истцом суду не представлены.
В пределах установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд, налоговый орган к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался, как то предусмотрено нормами действующего налогового законодательства.
Для принудительного взыскания СЃ Р¤РРћ1 задолженности РїРѕ уплате налога РЅР° имущество физических лиц РІ размере в„– рубля, налоговый орган впервые обратился РІ СЃСѓРґ (дата) (Р».Рґ.8), то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР°, установленного СЃС‚. 48 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Кроме того, в соответствии со ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный данный кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес) содержит ходатайство Рѕ восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением РІ программном обеспечении Рё невозможностью своевременно обратиться СЃ заявлением Рѕ взыскании задолженности (Р».Рґ. 2-3).
В то же время, в силу положений действующего административного и налогового законодательства обязанность представить доказательства того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Рассматривая ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд исходит из того, что срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом пропущен без уважительных причин, основания для восстановления срока на обращение в суд отсутствуют, поскольку доказательств того, что по истечении установленного законом срока налоговый орган не имел реальной возможности совершить процессуальное действие, то есть обратиться в суд с административным исковым заявлением, отвечающим требованиям действующего законодательства, не представлено.
Отказ в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере № рубля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 174,175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Отказать РІ удовлетворении ходатайства Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ (адрес) Рѕ восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ1 недоимки РїРѕ уплате налога РЅР° имущество физических лиц РІ размере в„– рубля.
Р’ удовлетворении исковых требований Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ (адрес) Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ1 недоимки РїРѕ уплате налога РЅР° имущество физических лиц РІ размере в„– рубля отказать РІ полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.А. Максимова
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2020 года
Судья Н.А. Максимова