Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Беловой М.В., с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный проезд, ликвидировать несанкционированную свалку из строительных материалов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд иском к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный проезд, ликвидировать несанкционированную свалку из строительных материалов.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району осмотрен участок автомобильной дороги в д. Ягудары <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики. Установлено, что автомобильная дорога по указанному адресу в сторону д. Арманкасы перекрыта путем установки бетонных блоков, которые препятствуют пользованию неограниченным кругом лиц землями общего пользования.
Также по адресу д. Ягудары <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики в сторону д. Арманкасы образовалась несанкционированная свалка из строительных отходов (куски бетона, кирпичи, автомобильные шины, сухая древесина), при этом своевременный осмотр, очистка и вывоз отходов с данной территории не организованы.
По фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Бельская А.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.
Ответчик администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили.
Третьи лица Егоров Н.О., Самуков С.Ю., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу ст. 1 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от ДД.ММ.ГГГГ, задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, технических норм и других нормативных документов (ст.5 Закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1ст. 10 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере.
Согласно пп. 1 и 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 указанного Закона закреплено право свободного и бесплатного осуществления проезда транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району осмотрен участок автомобильной дороги в д. Ягудары <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики. Установлено, что автомобильная дорога по указанному адресу в сторону д. Арманкасы перекрыта путем установки бетонных блоков, которые препятствуют пользованию неограниченным кругом лиц землями общего пользования, также.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявленных актами выездного обследования.
Указанное представление администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Чебоксарского района Чувашской Республики ликвидирована. Решением Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № учреждена администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
В соответствии с решением Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, которое на данное время ликвидировано.
Неисполнение администрацией Чебоксарского муниципального округа вышеуказанных требований законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные, достойные и благоприятные условия проживания, а также не обеспечивается надлежащая охрана жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Также на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики подлежит возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки из строительных отходов (куски бетона, автомобильные шины, сухая древесина), расположенной около <адрес> муниципального округа Чувашской Республики в сторону д. Арманкасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в силу следующего.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Положения п. 1 ст. 3.4. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ). В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Под содержанием территории понимается - комплекс мероприятий и работ по уборке и поддержанию в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии территории и объектов благоустройства, их отдельных элементов.
Под уборкой территории понимается - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территории от грязи, мусора, снега, льда, смета, сбором и вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления и (или) другого мусора, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, обязанность принимать меры по ликвидации места несанкционированного размещения отходов, расположенного на не принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам территориях, возложена на администрацию Чебоксарского муниципального круга.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Несанкционированным размещением отходов нарушено гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что строительные отходы (куски бетона, автомобильные шины, сухая древесина), расположены около <адрес> муниципального округа Чувашской Республики в сторону д. Арманкасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, на землях, полномочиями на распоряжение которыми обладает Чебоксарский муниципальный округа, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан принять меры по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений законодательства, суд находит требования заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая баланс интересов сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения требований по вышеуказанному иску – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- по обеспечению беспрепятственного проезда около <адрес> муниципального округа Чувашской Республики в сторону д. Арманкасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики;
- по ликвидации несанкционированной свалки из строительных отходов (куски бетона, автомобильные шины, сухая древесина), расположенной около <адрес> муниципального округа Чувашской Республики в сторону д. Арманкасы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.В. Егорова