УИД -----
№ 5-358/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
31 января 2021 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Фомина Н.Э., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Петровой Галины Николаевны, дата года рождения, уроженки адрес, зарегистрированной и проживающей по адресу: адрес
у с т а н о в и л :
Петрова Г.Н., 31 января 2021 года в 13 часов 00 минут приняла участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга возле дома 26 по пр.Ленина г.Чебоксары, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировала, тем самым нарушила требования ст. ст. 6,17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
Петрова Г.Н., участвуя в судебном заседании, вину в совершенном административном правонарушении не признала, пояснив, что в митинге не участвовала. Приехала она на колхозный рынок за продуктами, выйдя на остановке обратила внимание, что у кинотеатр «Мир Луксор» много сотрудников милиции, перешла дорогу что бы выяснить что происходит. Её снимали, но в митинге она не участвовала, а выражала свое мнение.
Должностное лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3, 5 данной статьи митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Обязанности участника публичного мероприятия установлены частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Согласно данной норме участник обязан выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3)Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как следует из ответа заместителя главы администрации г. Чебоксары Петрова А.Н. от 29.01.2021 уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и иных массовых акациях, предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от граждан (организаций) не поступало.
Из приведенных выше доказательств, а также рапорта заместителя командира взвода 4 роты ОБППСП УМВД России по г.Чебоксары, исследованных в ходе судебного заседания видеозаписи следует, что Петрова Г.Н. 31 января 2021 в 13 часов 00 минут приняла участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга проходившего по пр.Ленина г. Чебоксары (возле дома № 26). Петрова Г.Н. подходила к участникам несанкционированного митинга, комментировала происходящее, выражала свое мнение относительно происходящего публичного мероприятия, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировала. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Петровой Г.Н. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № 2122 700291 от 31 января 2021, в котором отражены вышеизложенные обстоятельства совершенного правонарушения; рапортом заместителя командира взвода 4 роты ОБППСП УМВД России по г.Чебоксары. Данный рапорт подтверждается видеозаписью места проведения публичного мероприятия и фотоматериалами. Из содержания видеозаписи и представленных фотоматериалов следует, что Петрова Г.Н. в ходе проведения публичного мероприятия в форме митинга присутствовала на митинге; продолжала свои действия, несмотря на предложение сотрудников полиции прекратить эти действия. Сообщения администрации г. Чебоксары о том, что к ним уведомлений по поводу организации публичного мероприятия в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия не поступало на 31 января 2021 г.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оснований сомневаться в вышеприведенных доказательствах, у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, соответствуют друг другу и в своей совокупности устанавливают одни и те же обстоятельства правонарушения.
Несоблюдение Петровой Г.Н. указанных выше требований закона с учетом конкретных обстоятельств дела дают правовые основания для квалификации её действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Доводы Петровой Г.Н. об отсутствии события данного административного правонарушения, со ссылкой на то, что она не принимал участия в незаконном публичном мероприятии, является несостоятельным, поскольку данный довод опровергается совокупностью вышеприведенных доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (DjavitAn) против Турции").
В данном же случае публичное мероприятие проходило на центральной улице города, нарушило права других лиц на свободное передвижение по данным улицам и их право на отдых в выходной день.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Петрова Г.Н. подлежит привлечению к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, отсутствие отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, ее материальное положение и другие обстоятельства в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, и полагает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ :
Признать Петрову Галину Николаевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 10 000,00 руб.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (МВД ЧР), ИНН 2128015830, расчетный счет 40101810900000010005 в Отделении НБ ЧР, БИК 049706001, КПП 213001001, ОКТМО 97701000, УИН 18880021200236602163, код платежа: 18811601201019000140, наименование платежа – штраф ОП № 1 УМВД России по г. Чебоксары.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья Н.Э.Фомина