УИД 38RS0019-01-2021-002993-10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2021 года г.Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Горбовской А.В.,
при секретаре судебного заседания Тютюнниковой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1823/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области к Амосову А.А. о взыскании задолженности по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области (сокращенное наименование - межрайонная ИФНС России №15 по Иркутской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Амосова А.А. в её пользу задолженность в сумме 90900 рублей 69 копеек, в том числе: по земельному налогу за 2014 год в размере 71464 рубля 89 копеек, по пени по земельному налогу на задолженность 2014 года в размере 19435 рублей 80 копеек за период с 06.02.2018 по 17.03.2020.
В обоснование административных исковых требований истец указал, что Амосов А.А. состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области. По сведениям налогового органа, административный ответчик являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес)., с 11.01.2013 по 19.03.2014.
Согласно ч.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Расчет земельного налога за 2014 год произведен следующим образом: 19423451 (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 1,50 (налоговая ставка) х 5/12 (количество месяцев, за которые производится расчет) = 121397 рублей.
Задолженность по земельному налогу за 2014 год была взыскана по судебному приказу от 24.07.2018 №2а-3292/2018 в размере 49932 рубля 10 копеек. Остаток задолженности по земельному налогу за 2014 год составляет 71464 рубля 89 копеек.
В связи с произведенным перерасчетом в связи с изменением кадастровой стоимости, налоговым органом выставлено уведомление об уплате земельного налога. О необходимости уплаты земельного налога налогоплательщик был своевременно оповещен уведомлением №7055469 от 06.07.2017.
В связи с неуплатой земельного налога за 2014 год начислены пени в размере 20471 рубль 92 копейки за период с 06.02.2018 по 17.03.2020. Остаток задолженности по отмененному судебному приказу №2а-3355/2020 по пени составляет 19435 рублей 80 копеек.
В связи с тем, что налоги и пени не были уплачены, налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени №308 от 06.02.2018, №15692 от 18.03.2020. Задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена. В связи с неуплатой задолженности по требованию, налоговым органом было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 08.11.2021 произведена замена административного истца - межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области правопреемником - межрайонной ИФНС России №23 по Иркутской области.
Представитель административного истца - межрайонной ИФНС России №23 по Иркутской области Рупотова Е.А., действующая по должности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Административный ответчик Амосов А.А., надлежащим образом извещался судом о месте и времени рассмотрения дела по адресу регистрации: (адрес), от получения судебной корреспонденции уклонился, конверт возвращен в суд с отметкой об истечении срока хранения. В судебное заседание административный ответчик не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Принимая во внимание положения ст.96 КАС Российской Федерации и ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п.1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу требований ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с решением Братской городской Думы №68 Г/Д от 30.09.2005 «О земельном налоге в городе Братске» налоговые ставки устанавливаются в следующем размере - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно п.1 ст.408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Материалами дела установлено, что Амосов А.А. с 11.01.2013 по 19.05.2014 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес)
Как следует из налогового уведомления №333694 от 01.05.2015, Амосов А.А. обязан уплатить в срок до 01.10.2015, в том числе земельный налог за 2014 год в размере 121 397 рублей, кадастровая стоимость объекта составляет 19 423 451 рубль 43 копейки.
В соответствии со списком почтовых отправлений, налоговое уведомление направлено в адрес Амосова А.А. 11.06.2015.
Поскольку в установленный срок Амосов А.А. не исполнил свою обязанность по уплате земельного налога, налоговым органом ему выставлено требование об уплате налога №1202 в срок до 07.11.2017. Земельный налог Амосовым А.А. уплачен не был.
В административном иске истец ссылается на то, что в виду изменения кадастровой стоимости земельного участка Амосову А.А. выставлено новое уведомление №7055469 от 06.07.2017, согласно которому, Амосов А.А. обязан уплатить в срок до 01.12.2017, земельный налог за 2014 год в размере 121 397 рублей, кадастровая стоимость объекта составляет 19 423 451 рубль.
В нарушение требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства изменения кадастровой стоимости земельного участка, отправки налогового уведомления №7055469 от 06.07.2017 Амосову А.А. административным истцом не представлено. Более того, при анализе налоговых уведомлений №333694 от 01.05.2015 и №7055469 от 06.07.2017, кадастровая стоимость земельного участка изменена лишь на 48 копеек, изменение стоимости не повлияло на сумму начисленного налога на землю за 2014 год, которая составляет 121 397 рублей.
Тем не менее, в адрес Амосова А.А. выставлено требование №308 об уплате земельного налога в сумме 121 397 рублей сроком до 03.04.2018, а также пени в размере 2102 рубля 19 копеек. Доказательства направления данного требования налогоплательщику, в нарушение требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом также не представлены.
09.07.2020 межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области подано заявление мировому судье судебного участка №123 Падунского и Правобережного районов г.Братска о вынесении судебного приказа о взыскании с Амосова А.А. недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 9951 рубль 74 копейки и пени по земельному налогу в размере 20471 рубль 92 копейки, ввиду неуплаты земельного налога за 2014 год за период с 27.03.2017 по 25.09.2017 и с 06.02.2018 по 17.03.2020. Требований о взыскании земельного налога за 2014 год с Амосова А.А. не заявлялось.
14.07.2020 мировым судьей судебного участка №123 Падунского и Правобережного районов г.Братска Иркутской области вынесен судебный приказ №2а-3355/2020 о взыскании с Амосова А.А. в пользу межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области задолженности по налогам, пеням и штрафам за период 2014 года в сумме 0 рублей, пени за период с 27.03.2017 по 25.09.2017, с 06.02.2018 по 17.03.2020 в сумме 30423 рубля 66 копеек, в том числе пени по налогу на имущество 9951 рубль 74 копейки, пени по земельному налогу 20471 рубль 92 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка №123 Падунского и Правобережного районов г.Братска Иркутской области от 27.08.2021 судебный приказ №2а-3355/2020 по заявлению Амосова А.А. отменен.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В нарушение указанных требований административное исковое заявление не содержит сведений об отмене судебного приказа по требованию о взыскании спорных обязательных платежей (недоимки за 2014 год и пеней); копия определения об отмене такого судебного приказа к административному исковому заявлению не приложена.
Таким образом, судом установлено, что налоговая инспекция не обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании спорных обязательных платежей за 2014 год, в связи с чем, производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 (пункт 8 части 2) и 126 (пункт 7 части 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и указанное обстоятельство является основанием для оставления административного иска без рассмотрения.
Оценивая доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.ст.84, 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом норм процессуального и материального права, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление межрайонной ИФНС России №23 по Иркутской области к Амосову А.А. о взыскании задолженности по налогам и пеням подлежат оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196, 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области к Амосову А.А. о взыскании задолженности по налогам и пеням оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Горбовская А.В.
Мотивированное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Судья: Горбовская А.В.