ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-20/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2019 года г.Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Борковской А.Б.,
с участием:
представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Кварц» Жиряковой Ю.С., Рюмкина Ю.Н.,
представителя административных ответчиков Совета муниципального района «Читинский район», Главы муниципального района «Читинский район» Максимовой О.В.,
представителя административного ответчика Совета муниципального района «Читинский район» Путинцевой И.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В.,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Кварц»» об оспаривании решения Совета муниципального района «Читинский район» от 20 декабря 2006 года № 156 «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район»,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Кварц»» (далее – ООО ПК «Кварц») в лице представителя по доверенности Рюмкина Ю.Н. обратилось в Забайкальский краевой суд с названным административным исковым заявлением, указывая, что на основании решения Совета муниципального района «Читинский район» от 20 декабря 2006 года № 156 «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район» Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края распоряжением от 27 марта 2018 года № в соответствии с пунктом 3 части 4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ отказал административному истцу в переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для добычи россыпного золота в бассейне среднего течения реки Кручина. Причиной отказа явилось несоответствие испрашиваемого в ходатайстве ООО ПК «Кварц» целевого назначения земельного участка Схеме территориального планирования муниципального района «Читинский район», утвержденной вышеуказанным решением. Административный истец полагает, что названное решение не подлежит применению как неопубликованное в установленном порядке. При утверждении Схемы территориального планирования в нарушение статей 9, 19, 20 Градостроительного кодекса РФ площади земельных участков в границах лицензионного участка, принадлежащего административному истцу на основании лицензии на право пользования недрами от 28 июня 2004 года, необоснованно учтены как земли сельскохозяйственного назначения, в то время как должны были быть отнесены к категории земель промышленности и иного специального назначения. ООО ПК «Кварц» просит признать не действующим в полном объеме решение Совета муниципального района «Читинский район» от 20 декабря 2006 года № 156 «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район» как несоответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожилова О.В. с заявленными требованиями не согласилась, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием у административного истца права на обращение в суд об оспаривании нормативного правового акта, который не затрагивает его права и законные интересы.
Представители ООО ПК «Кварц» Жирякова Ю.С., Рюмкин Ю.Н. против прекращения производства по делу в связи с отсутствием нарушения прав административного истца не возражали.
Представители административных ответчиков Совета муниципального района «Читинский район», Главы муниципального района «Читинский район» Максимова О.В., Путинцева И.А. ходатайство заинтересованного лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В. о прекращении производства по делу поддержали.
Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В., полагавшей, что производство по административному делу подлежит прекращению, суд находит, что имеются основания для прекращения производства по делу.
Схема территориального планирования муниципального района «Читинский район» утверждена решением Совета муниципального района «Читинский район» от 20 декабря 2006 года № 156.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Вести Читинского района» от 30 апреля 2008 года № 15, а также в информационной системе «ФГИС ТП».
Из положений, закрепленных в пункта 3 части 1 статьи 128, части 3 статьи 194, части 1 статьи 214 КАС РФ, усматривается право суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если из административного искового заявления не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, однако, такое заявление принято к производству суда.
Из материалов дела усматривается, что ООО ПК «Кварц» 28 июня 2004 года выдана лицензия на право пользования недрами на срок до 30 июня 2014 года № с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча россыпного золота в бассейне среднего течения р. Кручина; участок недр имеет статус горного отвода расположен: <адрес> Срок действия лицензии дополнением № от 20 марта 2014 года продлен до 31 декабря 2022 года.
27 марта 2018 года Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края своим распоряжением № которое в установленном порядке не оспаривалось, отказал в переводе земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения по ходатайству и материалам, предоставленным ООО ПК «Кварц» 14 февраля 2018 года.
В качестве основания для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую в Обосновании отказа указано на то, что Генеральным планом сельского поселения Новотроицкое», утвержденным решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» от 29 мая 2015 года № 76, поименованный земельный участок отнесен к зоне сельскохозяйственного использования (абзац 2); согласно Схеме территориального планирования муниципального района «Читинский район» запланировано перспективное развитие территории, в которой находится земельный участок, для целей ведения сельскохозяйственного производства (абзац 3), т.е. определена зона перспективного развития (функциональная зона) – для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 марта 2019 года № в Обоснование отказа в переводе земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения (распоряжение от 27 марта 2018 года №) внесены изменения в виде исключения абзаца 3, содержащего ссылку на применение положений Схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район».
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м расположен по адресу: <адрес>, относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена, права ООО ПК «Кварц» на земельный участок не зарегистрированы (т. 1 л.д. 187).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По смыслу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться землепользователями, землевладельцами и арендаторами для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 поименованного Федерального закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В числе оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую названо установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ).
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1); документы территориального планирования определяют назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К числу документов территориального планирования в числе прочих документов относится схема территориального планирования муниципального района, которая согласно статье 19 Градостроительного кодекса РФ отражает сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.
Согласно Закону Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 317-ЗЗК «О границах сельских и городских поселений Забайкальского края» на территории муниципального района «Читинский район» межселенные территории отсутствуют, соответственно, в схеме территориального планирования района параметры фунциональных зон определению не подлежали.
Из Обоснования вариантов решения задач территориального планирования Схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район» (раздел «Предполагаемое размещение обособленных мест приложения труда (зона перспективного развития)») усматривается, что названным нормативным правовым актом функциональные зоны (зоны перспективного развития) на территориях сельских поселений не определены, поскольку они устанавливаются генеральным планом сельского поселения и закрепляются в правилах землепользования и застройки поселения; в схеме содержатся лишь предложения по размещению таких зон в виде графического изображения земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель запаса (абзацы 1, 2).
В соответствии с частью 7 статьи 20 Градостроительного кодекса РФ схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке вправе оспорить правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района.
Учитывая изложенное, а также то, что к числу правообладателей земельного участка, права которых могут быть нарушены в результате утверждения Схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район», ООО ПК «Кварц» не относится, ссылка на названный нормативный правовой акт исключена из числа оснований отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, суд приходит к выводу о том, что он не затрагивает права административного истца, а значит, у него отсутствует право на его оспаривание в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверка соблюдения порядка и процедуры перевода или отказа в переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для целей добычи полезных ископаемых в предмет рассмотрения дела о признании не действующим нормативного правового акта не входит.
Также в рамках настоящего дела не могут быть проверены доводы о необоснованном отказе или уклонении муниципального образования от внесения изменений в Схему территориального планирования муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 128, 198, 199, 208, 214 КАС РФ, суд
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Кварц» об оспаривании решения Совета муниципального района «Читинский район» от 20 декабря 2006 года № 156 «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Читинский район» прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Судья (подпись) Т.И. Васильева
Определение в окончательной форме составлено 01.04.2019.
Определение в законную силу не вступило.
Подлинник определения подшит в материалах административного дела № 3а-20/2019, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.