Судья Ткачёв Д.Г. УИД 16RS0035-01-2023-000369-50
Дело № 2-456/2023
33-197/2024
учёт № 129г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2024 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Зариповой Р.Н. и Моисеевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арслановым И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – Хачатряна Карэна Степановича на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 04 мая 2023 года, которым постановлено:
Исковое заявление Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан, действующего в интересах Черных Наталии Валентиновны, к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан предоставить Черных Наталии Валентиновне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 2 (двух) месяцев после вынесения решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения прокурора Закиева Л.А., возражавшего доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Азнакаевский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Черных Наталии Валентиновны к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Черных Н.В., <дата> года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В связи с этим она была обеспечена специализированным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения № .... от 25 декабря 2014 года. Между тем, Черных Н.В. было предоставлено жилое помещение, не соответствующее установленным требованиям, поскольку жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку уполномоченным органом не была надлежащим образом исполнена предусмотренная законом обязанность по предоставлению Черных Н.В. благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего требованиям закона, прокурор просил обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан предоставить Черных Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 2 (двух) месяцев после вынесения решения суда.
Определением суда от 23 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Помощник Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан Гарипов А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллин Р.Р. просит решение суда отменить, указывая, что Черных Н.В. реализовано право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – Хачатрян К.С. также просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в требованиях к данному ответчику, со ссылками на то, что принятие решения о предоставлении, а также фактическое предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляет Министерство образования и науки Республики Татарстан, а не Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан помощник Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан Гарипов А.А. просит данную апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Министерства образования и науки Республики Татарстан руководитель Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан Габдрахманов Э.А. просит данную апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Закиев Л.А. возражал доводам апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона, лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, возложена обязанность по однократному предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Азнакаевской городской прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Черных Н.В., <дата> года рождения.
25 декабря 2014 года между Министерством образования и науки Республики Татарстан в лице некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (наймодателем) и Черных Н.В. (нанимателем) заключен договор найма жилого помещения № ...., в соответствии с которым последней передано во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нём.
В п.п. 3, 5 договора установлено, что предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, срок действия договора составляет 5 лет.
Впоследствии распоряжением первого заместителя Министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 20 ноября 2019 года № .... предоставленное Черных Н.В. жилое помещение исключено из состава специализированного жилищного фонда Республики Татарстан с закреплением его на праве управления за государственным бюджетным учреждением «Департамент по управлению жилищным фондом».
26 декабря 2019 года государственное бюджетное учреждение «Департамент по управлению жилищным фондом» и Черных Н.В. заключили договор социального найма жилого помещения № ...., которым последней предоставлено вышеуказанное жилое помещение.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 18 января 2023 года № .... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу из-за аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций, а именно перекрытия и каркаса, характеризующееся их несоответствием требованиям механической прочности, долговечности и безопасности, которые могут привести к потере прочности и внезапному обрушению несущего каркаса здания.
В п. 2 данного постановления указано на отселение жильцов из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома до 31 июля 2027 года включительно.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-5561/2021 от 07 апреля 2022 года многоквартирный жилой дом № ...., расположенный по адресу: <адрес>, признан построенным обществом с ограниченной ответственностью «Команда строительного творчества-2000» ненадлежащего качества.
Согласно экспертному заключению <данные изъяты>, представленному в указанное арбитражное дело, работы по строительству вышеуказанного дома не соответствуют условиям договора № .... от 30 мая 2008 года и нормативным требованиям по проектированию и строительству конструкций жилых зданий. Согласно выводам экспертного заключения по результатам обследования и проверочного расчета конструкций железобетонного монолитного каркаса здания техническое состояние плит перекрытия и каркаса в целом оценивается как аварийное и восстановлению не подлежит. Требуется срочное применение противоаварийных мероприятий: немедленная разгрузка конструкций, устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению Черных Н.В. по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право Черных Н.В. на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Материалами дела установлено, что жилые помещения в доме № ...., расположенном по адресу: <адрес> не отвечают требованиям, предъявляемым санитарным и техническим нормам, и не пригодны для проживания.
Кроме того, материалами дела подтверждён факт возбуждения и расследования Следственным управлением Следственного комитета России по Республике Татарстан в отношении начальника отдела № 1 Юго-Восточного территориального органа по надзору за строительством и реконструкцией объектов капитального строительства Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан Фаттахова Р.Х. уголовного дела по п. «б» ч. 3 ст. 285 и ч. 2 ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту того, что, достоверно зная о наличии имеющихся нарушений, допущенных застройщиком при строительстве жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Фаттахов Р.Х. подписал акт законченного строительства, на основании которого дом был введён в эксплуатацию.
Также в производстве Азнакаевского городского суда Республики Татарстан находится уголовное по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении застройщика спорного дома - директора общества с ограниченной ответственностью «Команда строительного творчества-2000» Зигангирова Б.Н., который подменил подлежащий применению при производстве работ по строительству жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, тяжелый бетон класса «В20» на бетон, не совпадающий по классу с проектными данными и имеющий меньшую стоимость, то есть совершил хищение имущества с одновременной заменой его менее ценным.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на момент предоставления его Черных Н.В. по договору найма специализированных жилых помещений не отвечало требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не было пригодно для проживания.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уполномоченными органами не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению Черных Н.В. по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право Черных Н.В. на обеспечение жилым помещением не реализовано и подлежит судебной защите.
Правоотношения сторон судом определены правильно и им дана надлежащая правовая оценка.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено и судом установлено, что жилое помещение являлось непригодным еще на момент его предоставления Черных Н.В. по договору найма жилых помещений.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Республики Татарстан о том, что Черных Н.В. была однократно обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения нельзя признать обоснованными, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям, на что также указано в пункте 10 Обзора, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Так, предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений о том, что принятие решения о предоставлении, а также фактическое предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляет Министерство образования и науки Республики Татарстан, также не могут служить безусловными основаниями для отмены решения суда, с учетом положений ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в ст. 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также, исходя из открытых источников, учредителем государственного бюджетного учреждения «Департамент по управлению жилищным фондом», с которым Черных Н.В. заключила договор на предоставление жилого помещения, является Министерство земельных и имущественных отношений.
При этом, несмотря на обжалование уполномоченными органами решения по настоящему делу, фактически требования прокурора о возложении обязанности предоставить Черных Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда исполнены. 14 сентября 2023 года между Министерством образования и науки Республики Татарстан в лице главного специалиста Альметьевского представительства Морданшина С.А. и Черных Н.В. заключен договор найма жилого помещения № ...., согласно которому последней предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Соответствующие пояснения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан, данные суду апелляционной инстанции, об отсутствии полномочий Морданшина С.А. на заключение указанного договора, опровергаются представленными в материалы дела договором поручения от 09 октября 2015 года, заключенным между Министерством образования и науки Республики Татарстан и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», доверенностью от некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на имя Морданшина С.А. от 25 марта 2022 года сроком на 5 лет, распоряжением Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан от 13 сентября 2023 года, которые в установленном законом порядке не отменены, недействительными не признаны, а также непосредственно объяснением Морданшина С.А. о заключении и подписании договора с Черных Н.В.
Таким образом, разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования в полном объеме, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 04 мая 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства образования и науки Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 06 февраля 2024 года
Председательствующий
Судьи