Дело № 2а-5076/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года                         г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи              Прокопьевой К.Е.,

при секретаре                               Ажимовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску У.Е.И. к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

У.Е.И. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка.

Исковые требования мотивированы следующим. 31.05.2018 года У.Е.И. подано заявление в Администрацию МО «Завьяловский район» о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Макарово Завьяловского района Удмуртской Республики. Письмом от 27.06.2018 года Администрацией отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп.4 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории. Вместе с тем, как указывает Администрация, проект планировки соответствующей территории отсутствует. Истец полагает, что вышеуказанный отказ не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает его права. На основании изложенного с учетом изменения исковых требований У.Е.И. просил суд признать незаконным отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Макарово Завьяловского района УР (МО «Гольянское»), на кадастровом плане территории, выраженный в письме №01-37/5565 от 27.06.2018 года, адресованном У.Е.И., возложить на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 2500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Макарово Завьяловского района УР (ИО «Гольянское»), на кадастровом плане; возложить на Администрацию МО «Завьяловский район» в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Макарово Завьяловского района УР (МО «Гольянское»), в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом МО «Завьяловский район», по месту нахождения земельного участка, разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании административный истец У.Е.И. и его представитель Л.А.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика Ж.Е.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признал, суду пояснил, что в отсутствие проекта планировки территории невозможно точно установить координаты расположения запланированных объектов общественно-социальной сферы и красных линий. Принятое решение соответствует действующему законодательству. Кроме того, в настоящее время отсутствует доступ с земель общего пользования к испрашиваемому земельному участку.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела, 29 мая 2018 года У.Е.И. подано заявление в Администрацию МО «Завьяловский район» о предоставлении в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 2500 кв.м на праве собственности для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Макарово Завьяловского района Удмуртской Республики.

В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, к заявлению от 29 мая 2018 года приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 27.06.2018 года Администрацией МО «Завьяловский район» на основании пп.3 п.16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка до момента разработки и утверждения проекта планировки территории.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Административным истцом оспаривается решение ответчика об отказе в утверждении схемы земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка, доведенное до сведения административного истца письмом от 27.06.2018 года. С административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения У.Е.И. обратился в суд 17.07.2018 г., то есть в пределах установленного законом срока.

В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования "Завьяловский район" в полномочия администрации муниципального образования входит управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным Советом депутатов.

В соответствии с п.3.2 Положения "О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования "Завьяловский район", утв. решением Завьяловского районного Совета депутатов от 29.12.2010 N 540, Администрация муниципального образования "Завьяловский район" принимает решения о предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах муниципального образования "Завьяловский район", являющихся муниципальной собственностью, а также государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки); принимает решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта; утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, согласно вышеназванных положений Администрация МО «Завьяловский район» правомерно рассмотрела вопрос о возможности утверждения схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению У.Е.И., в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из системного толкования указанных положений и положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и нарушение при этом прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Рассматривая вопрос о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а также о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.10 п. 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии со статей 39.18 настоящего Кодекса

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривающий, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации - данная норма содержит императивно установленный перечень случаев, в которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 статьи 11.10).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок.

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15).

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать хотя бы одно из оснований отказа, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Перечень оснований, по которым не может быть утверждена схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, предусмотрен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (с учетом положений пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

Как следует из представленных материалов, фактически основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка стало отсутствие проекта планировки территории, в границы которой входит земельный участок.

Вместе с тем подобного основания для отказа в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, учитывая, что отсутствие проекта планировки территории в силу положений пункта 16 статьи 11.10 и пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд приходит к выводу о незаконности отказа Администрации МО «Завьяловский район» от 27.06.2018 года.

Таким образом, решение Администрации об отказе в утверждении схемы земельного участка и в предварительном согласовании предоставления в собственность У.Е.И. земельного участка площадью 2500 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Макарово Завьяловского района УР, является незаконным и нарушает права У.Е.И. на приобретение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что дополнительным основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка стало отсутствие доступа с земель общего пользования к испрашиваемому земельному участку, также не могут быть приняты во внимание.

Из буквального толкования текста письма от 27.06.2018 года следует, что основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка явилось лишь отсутствие проекта планировки территории, в границы которой входит спорный земельный участок. В письме от 27.06.2018 года указано, что решение об отказе принято до момента разработки и утверждения проекта планировки соответствующей территории.

Вместе с тем ссылку административного ответчика в обоснование своей позиции на отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) суд находит также необоснованной, поскольку в силу положений пункта 16 статьи 11.10 и пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ также не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании части 2 статьи 227 КАС РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь частью 2 статьи 227 КАС РФ, ограничиться возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления.

По мнению суда, возложение на административного ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка и обеспечению опубликования извещения о предоставлении в аренду земельного участка приведет к возможности подмены судом функций административного ответчика, поскольку суд не вправе обязывать совершить действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного или муниципального органа и тем самым исполнять его функции. Кроме того, совершить названные действия административный ответчик обязан в силу прямого указания закона после повторного рассмотрения заявления административного истца от 29 мая 2018 года.

В связи с изложенным исковые требования в части возложения на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности утвердить схему расположения земельного участка и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2500 ░░.░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №01-37/5565 ░░ 27.06.2018 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ 29 ░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 39.18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2500 ░░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                              ░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-5076/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Устьянцев Евгений Игоревич
Устьянцев Е. И.
Ответчики
Администрация МО "Завьяловский район"
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Иванова Мария Альбертовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
17.07.2018Регистрация административного искового заявления
18.07.2018Передача материалов судье
18.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018Судебное заседание
15.08.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.09.2018Судебное заседание
10.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2018Дело оформлено
20.11.2018Дело передано в архив
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее