Решение по делу № 2-2904/2018 от 15.05.2018

Дело № 2-2904/2018

24RS0017-01-2018-002155-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 г. г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Панченко Л.В.

при секретаре Севостьяновой Н.А.,

с участием истца Тютюнова П.П.,

представителя истца Берняцкой Н.В., действующей в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика Поймановой Н.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютюнова Петра Петровича к Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Тютюнов П.П. обратился в суд с иском к Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат. Мотивирует свои требования тем, что с 09.01.2007 Тютюнов П.П. состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002. N° 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории (очереди) пенсионеров под номером 3 821. С 26.01.2015 Тютюнов П.П. был поставлен в единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории (очереди) инвалидов под номером 1026. На 01.01.2016 номер очерёдности - 1 326. Постановка на указанный выше учет в данный список была осуществлена в связи с выездом истца и его семьи из района, приравненного к районам Крайнего Севера, где при снятии с регистрационного учёта ими в администрацию Такучетского сельсовета Богучанского района Красноярского края была сдана квартира, находившаяся в муниципальной собственности, что подтверждается справкой от 2016 года. Таким образом истец и его семья относятся к категории выехавших граждан. Статьей 4 Закона № 125-ФЗ установлено, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. В связи с этим истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой сообщить когда ему будет выдан именной сертификат. Согласно ответа ответчика от 24.01.2018, размер причитающейся Тютюнову П.П. выплаты исходя из численности семьи (4 чел.) составляет 2 663 742,2 рублей. На многочисленные обращения истца ответчик в своих ответах указывал номер очереди и что соответствующие выплаты осуществляются по очередности постановки граждан на учёт. По мнению истца, сложившаяся ситуация незаконна, и нарушает его права, поскольку истец находится в списке с 2007 года, то есть более 11 лет и соответствующая выплата ему не предоставлена. В настоящее время семья Тютюнова П.П. своего жилья не имеет, ранее находившееся в найме и являвшееся муниципальной собственностью жилье, сдано при выезде из Богучанского района. Отсутствие необходимых ассигнований в бюджете и наличие существенной очереди по списку не должно быть препятствием для реализации права на установленные федеральным законом гарантии. На основании изложенного, Тютюнов П.П. просит возложить ответчика обязанность изготовить и выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья.

Истец Тютюнов П.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что из Богучанского района он с семьей (супругой и двумя сыновьями) выехал в 2006 г, после чего стал проживать в г. Красноярске. С 2007 г. истец состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья. В г. Красноярске семья истца проживает в съемных квартирах, по месту регистрации (<адрес>) истец не проживает и не проживал, поскольку только зарегистрировался у знакомых. Фактически с семьей проживает по <адрес>.

Представитель истца Берняцкая Н.В., действующая в силу п. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования Тютюнова П.П. полностью поддержала, обратила внимание суда на то, что истец выполнил условия выдачи сертификата, им была сдана квартира в Богучанском районе, иного жилого помещения семья истца не имеет. Из представленной ответчиком информации следует, что очередь, в которой состоит истец за 11 лет продвинулась на 380 пунктов, при том, что финансирование по данной статье расходов ежегодно уменьшается. В случае удовлетворения требований права истца будут защищены, а отсутствие финансирования может препятствовать в реализации его прав и законных интересов.

Представитель ответчика Министерства строительства Красноярского края Пойманова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление Тютюнова П.П., в котором указала, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливается право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами Федерального закона. На основании статьи 2 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий. Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 установлен порядок регистрации и учета граждан указной выше категории. Согласно приказу агентства по реализации жилищных программ администрации Красноярского края, правопреемником которого является Министерство, от 16.07.2007 № 62-п истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека по дате подачи заявления от 09.01.2007 в очередность по категории «работающие граждане», выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно приказу министерства строительства и архитектуры Красноярского края, правопреемником которого является Министерство, от 21.07.2011 № 154-о, истец по его заявлению был переведен из очередности по категории «работающие граждане» в очередность по категории «пенсионеры» по дате подачи первоначального заявления от 09.01.2007 - в связи с назначением ему пенсии. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется исходя из очередности, предусмотренной пунктом 24 Правил (абзац четвертый пункта 29 Правил). Согласно пункту 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 Положения. В утвержденном Министерством по состоянию на 01.01.2018 года списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории пенсионеры ответчик занимает номер очереди на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья по Красноярскому краю – 3437. Таким образом, из буквального толкования федеральных норм и фактических обстоятельств реализация ответчиком своего права на получение сертификата возможна по достижении своей очереди на получение сертификата, в связи с чем просила истцу в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

По смыслу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 119-ФЗ) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено правило об очередности предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в том числе путем обеспечения жилищными субсидиями граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 3 Правил, сертификаты выпускаются ответственным исполнителем основного мероприятия в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются ответственным исполнителем основного мероприятия по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Ответственный исполнитель основного мероприятия определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.05.2009 N 408, от 21.12.2009 N 1040, от 30.12.2017 N 1710, от 27.06.2018 N 742)

Пункт 26 Правил предусматривает, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников основного мероприятия, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.05.2009 N 408, от 12.07.2011 N 561, от 18.02.2013 N 133, от 23.09.2015 N 1013, от 30.12.2017 N 1710, от 27.06.2018 N 742)

В соответствии с пунктом 36 Правил, органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выдаче бланков сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников основного мероприятия и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.11.2016 N 1266, от 30.12.2017 N 1710)

Таким образом, очередность получения государственной поддержки определяется исходя из принадлежности к соответствующей социальной категории граждан и даты постановки на учет.

Как следует из материалов дела, Тютюнов П.П. 09.01.2007 г. обратился в агентство по реализации жилищных программ администрации Красноярского края с заявлением о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения, указал состав семьи: супругу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.); сына ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ а также сообщил о проживании по адресу: <адрес>.

Приказом Агентства по реализации жилищных программ администрации Красноярского края -п от 16.07.2007 г. Тютюнов П.П. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека по дате подачи заявления (09.01.2007г.).

Приказом -с от 21.07.2011 г. по заявлению Тютюнова П.П. Министерством строительства и архитектуры Красноярского края Тютюнов П.П. переведен из очередности по категории «работающие граждане с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» в очередность по категории «пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» по дате подачи первоначального заявления.

Согласно списка граждан, имеющих право на приобретение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры» истец Тютюнов П.П. значится согласно даты постановки на учет (09.01.2007 г.) с составом семьи 4 человека.

Как следует из пояснений представителя ответчика, в сводном списке на 2018 г. Тютюнов П.П. по очереди пенсионеров значится под .

Рассматривая доводы истца об обязании ответчика выдать жилищный сертификат, суд исходит из того, что в силу действующего правового регулирования, в частности, ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, а также пункта 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в том числе путем обеспечения жилищными субсидиями граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет, в связи с чем преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан и состоящие на учете с более ранней даты. Предоставление жилищной субсидии гражданину осуществляется в пределах средств федерального бюджета только после предоставления субсидии всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет.

При этом, материалами дела подтвержден тот факт, что Тютюнов П.П. имеет право на получение указанной социальной выплаты, истец в установленном порядке поставлен на очередь с отнесением к категории пенсионеров, как следует из учетного дела исходя из даты постановки его на учет - 09.01.2007 г.. До настоящего времени Тютюнов П.П. состоит на очереди в Сводном списке очередников - участников жилищной подпрограммы обеспечения жилищной субсидией граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, из категории пенсионеров, и его очередь №3437.

Поскольку, Тютюнов П.П. включен в Сводный список очередников, является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище", право его на получение данной социальной льготы никем не оспорено, при этом не реализовано в порядке очередности, права на внеочередное получение жилищного сертификата для приобретения жилья, в силу действующего законодательства Тютюнов П.П. не имеет, следовательно, отсутствуют основания для реализации его права путем возложения обязанности на Министерство строительства Красноярского края предоставить ему жилищную субсидию во внеочередном порядке. При этом, права Тютюнову П.П. на получение жилищной субсидии ответчиком не нарушены, поскольку ему не было отказано в ее предоставлении по мотиву отсутствия права, он не лишен возможности получить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, предусмотренном нормативными актами путем выдачи жилищного сертификата в порядке очередности.

Также суд принимает во внимание, что в случае возложения на ответчика обязанности по выдаче истцу сертификата для приобретения жилого помещения, суд фактически обяжет ответчика обеспечить истца сертификатом во внеочередном порядке, что противоречит требованиям 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", регламентирующих очередность оформления и выдачи сертификатов, а право истца на получение жилищной субсидии (сертификата) в соответствии с установленной очередностью ответчиками не оспаривается, суд отказывает истцу в удовлетворении требований к Министерству строительства Красноярского края о выдаче жилищной субсидии (во внеочередном порядке), в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тютюнова Петра Петровича к Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Панченко

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 года

2-2904/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тютюнов П.П.
Тютюнов Петр Петрович
Ответчики
Министерство строительства Красноярского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
15.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2018Передача материалов судье
18.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.06.2018Предварительное судебное заседание
27.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.08.2018Предварительное судебное заседание
22.08.2018Судебное заседание
27.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
22.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее