РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 октября 2020 года г.Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мелкозеровой Ю.И.,
при секретаре Мещериной О.А.,
с участием представителя административного истца Черновой Е.В., действующей на основании доверенности и ордера № от Дата,
представителя административного ответчика администрации Орловского района Орловской области Клюзовой А.Ю.,
представителя заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия Орловского района Орловской области «Коммунальник» Ждановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Саркисяна Р. В. к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения,
установил:
Саркисян Р.В. обратился в суд с административным иском к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения.
В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение- <адрес>. Он обратился в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о переустройстве жилого помещения для установки газового оборудования, однако сообщением первого заместителя главы администрации Орловского района Орловской области Головко Н.И. от Дата ему было отказано в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения, чем были нарушены его права.
В связи с этим просил признать незаконным отказ администрации Орловского района Орловской области от Дата в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения для установки индивидуального отопления в квартире.
В судебном заседании представитель административного истца Чернова Е.В. требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Орловского района Орловской области Клюзова А.Ю. просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, полагала, что обжалуемый отказ является законным и обоснованным, поскольку не было получено согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на реконструкцию системы отопления.
Представитель заинтересованного лица -муниципального унитарного предприятия Орловского района Орловской области (далее-МУП) «Коммунальник» Жданова В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку Законом «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Административный истец Саркисян Р.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы адвокату Черновой Е.В.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от Дата №, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата №, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от Дата № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Саркисяну Р.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 97,4 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 14-17).
Главным инженером закрытого акционерного общества «Горпроект» Е.В. Сорокиной был проект переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, для установки газового оборудования. Согласно указанному проекту, при переустройстве для размещения газового оборудования предусмотрено выполнение следующих видов работ: демонтаж существующих подводок к приборам отопления, установка нового отопительного прибора (котел настенный CAREXX15 FF (ARISTON) с закрытой камерой сгорания вместо газового водонагревателя, демонтаж газового нагревателя, монтаж подводки к приборам отопления (л.д. 21-42).
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Сорокина Е.В. пояснила, что при подготовке проекта переустройства квартиры истца для установки газового оборудования ею не учитывалась Схема теплоснабжения Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области. Был произведен визуальный осмотр квартиры, она руководствовалась схемой домового центрального отоплнеия, составленной ею при осмотре.
Для согласования переустройства указанного жилого помещения Саркисян Р.В. обратился с заявлением в администрацию Орловского района Орловской области.
Решением администрации Орловского района Орловской области от Дата Саркисяну Р.В. отказано в согласовании переустройства жилого помещения, на основании п.3 ч.1 ст.27 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. При этом указано, что действующее законодательство не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления (л.д. 65-66).
В соответствии с пунктом 51Постановления Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
При этом согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 года№ 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 7 мая 2015 года № АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно п. п. 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от Дата № в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Постановлением администрации Неполодского сельского поселения от 27 марта 2020 года утверждена схема теплоснабжения Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области на период до 2023 года, из которой следует, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, подключен к центральной системе теплоснабжения. Утвержденной схемой теплоснабжения Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области в настоящее время не предусмотрена возможность перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Следовательно, нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома материалы дела не содержат.
Таким образом, право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в данном случае не запланирована.
При таких обстоятельствах суд приходит выводу о том, что решение администрации Орловского района Орловской области от Дата об отказе Саркисяну Р.В. в согласовании переустройства жилого помещения является законным и соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, которая не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные п. 1, 2 ч. 9. ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в полном соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий, не нарушая прав и законных интересов истца, что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Саркисяна Р. В. к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2020 года.
Судья Ю.И. Мелкозерова