66RS0045-01-2020-002046-78
Решение принято в окончательной форме 27.11.2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.11.2020 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Темниковой Т.А., с участием административного истца Кузьминой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-948/2020 по административному исковому заявлению Кузьминой С.В. к судебному приставу-исполнителю Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Дударевой О.А., старшему судебному приставу Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Быковой Л.В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании постановления об окончании исполнительного производства и бездействия незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмина С.В. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Полевского районного отделения судебных приставов Главного управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Белоноговой О.В., старшему судебному приставу Полевского районного отделения судебных приставов Главного управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Быковой Л.В. о признании постановления об окончании исполнительного производства и бездействия незаконными, мотивируя доводы тем, что с 06.02.2018 судебным приставом-исполнителем Полевского РОСП возбуждено исполнительное производство № 8516/18/66044-ИП о взыскании в её пользу с Корогодова Д.Н. алиментов в счет дополнительных расходов на ребенка Корогодову В.Д. в размере одного прожиточного минимума на детей в <. . .> ежемесячно. . . . исполнительное производство окончено на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Федеральный закон от . . . N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Копия данного постановления ей не направлялась. Административный истец с данным постановлением не согласна, поскольку денежные средства от должника не поступают, бухгалтерия по месту его работы денежные средства не удерживает. . . . она направила в Полевское РОСП заявление, в котором просила отменить постановление об окончании исполнительного производства, принять меры по исполнению требований исполнительного документа, произвести расчет задолженности. Данное заявление получено . . ., однако, ответа на него дано не было. Административный истец просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по рассмотрению её заявления. Также административный истец просит признать незаконным постановление об окончании исполнительного производства от . . ., исполнительное производство возобновить, обязать судебного пристава-исполнителя произвести расчет задолженности и совершить действия по принудительному исполнению требований исполнительного документа, в том числе ограничение выезда должника за границу, розыск и арест его имущества, денежных средств, ограничение на право управления ТС.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика судебного пристава-исполнителя Полевского РОСП Белоноговой О.В. на судебного пристава-исполнителя Полевского РОСП Дудареву О.А.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала в части возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности произвести расчет задолженности и совершить действия по принудительному исполнению требований исполнительного документа, в том числе ограничение выезда должника за границу, розыск и арест его имущества, денежных средств, ограничение на право управления ТС. Суду пояснила, что она не получает от ответчика взысканные судом алименты в счет дополнительных расходов на ребенка, при этом, каких-либо действий по взысканию долга судебные приставы не производят. После первого судебного заседания она обращалась в службу судебных приставов с целью получения постановления о расчете задолженности по алиментам, что её полностью бы удовлетворило. Ей сказали, что позвонят, когда будет постановление готово, но до настоящего времени так и не позвонили.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <. . .> Дударева О.А. не явилась, представила заявление, согласно которому постановление от 28.08.2019 об окончании исполнительного производство отменено, 23.04.2020 исполнительное производство возобновлено, 23.04.2020 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете, направлен запрос в ГИБДД г. Полевского о наличии водительского удостоверения, . . . осуществлен выход в адрес должника, установлено, что он проживает в <. . .>, . . . должник по телефону вызван в службу судебных приставов, но не явился, . . . ограничен выезд должника из РФ на срок 6 месяцев, . . . с расчетного счета должника взысканы денежные средства в сумме 63,15 рублей. В настоящее время проводятся мероприятия по взысканию задолженности.
Административные ответчики старший судебный пристав Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Быкова Л.В., представитель Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области заинтересованное лицо Корогодов Д.Н. не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно два условия: оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Отсутствие любого из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от . . . N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу п.п. 2 и 3 ст. 4 Закона, исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу ч. 1, 5 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением случая, если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, исполнение которых должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от . . . N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» система принудительного исполнения Российской Федерации включает территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения.
В соответствии с абз. 3 ст. 6.5 Федерального закона от . . . N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» на органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от . . . N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от . . . N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от . . . N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Заочным решением мирового судьи судебного участка № Полевского судебного района <. . .> от . . . с Корогодов Д.Н. в пользу Кузьминой С.В. взысканы фактически понесенные дополнительные расходы на дочь Корогодову В.Д., в размере 11 477 рублей 88 копеек, а также алименты в счет дополнительных расходов в твердой денежной сумме в размере одного прожиточного минимума для детей в <. . .> за 3 квартал 2017 г. в сумме 10 492 рубля с . . . на период установления ребенку инвалидности с последующей индексацией алиментов (л.д. 8-9).
. . . на основании исполнительного листа ВС №, выданного мировым судьей судебного участка № Полевского судебного района <. . .> возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Корогодова Д.Н. в пользу Кузьминой С.В. алиментов.
. . . судебным приставом-исполнителем Полевского РОСП обращено взыскание на заработную плату Корогодова Д.Н. в ООО ВТК Велес.
. . . исполнительное производство №-ИП окончено на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона, то есть направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
. . . исполнительное производство №-ИП передано судебному приставу-исполнителю Дударевой О.А., что подтверждается актом приема-передачи от 10.02.2020.
. . . Кузьмина С.В. направила старшему судебному приставу Полевского РОСП заявление об отмене постановления об окончании исполнительного производства, производстве исполнительных действий, в том числе ограничение выезда должника за границу, розыск имущества (ТС, недвижимости, банковских счетов), арест движимого и недвижимого имущества должника, арест денежных средств на счетах, ограничение на пользование должником специальным правом в виде права управления ТС, расчет задолженности по алиментам с февраля 2018 г. по настоящее время, о чем просила вынести постановление.
07.09.2020 Кузьминой С.В. на данное обращение дано ответ о том, что постановление об окончании исполнительного производства отменено и исполнительное производство возобновлено для проверки имущественного положения должника направлены различные запросы, который . . . направлен Кузьминой С.В., что следует из списка почтовых отправлений и чека.
В силу положений ст. 64.1 Закона, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу ч. 9 ст. 47 Закона в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Ответ на заявление Кузьминой С.В. дан, постановление об окончании исполнительного производство от 28.08.2019 отменено и исполнительное производство возобновлено старшим судебным приставом Полевского РОСП 02.10.2020, то есть 02.10.2020 нарушение прав административного истца устранено, поэтому в удовлетворении требований об отмене постановления от 28.08.2019 и возобновлении исполнительного производства, а также признании незаконным бездействия старшего судебного пристава по нерассмотрению её заявления являются необоснованными и подлежат отклонению, так как нарушение её прав в данной части не усматривается.
В силу ч. 2 ст. 102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в заявлении от . . . административный истец просила произвести расчет задолженности по алиментам, однако, данное законное требование исполнено не было, постановление о расчете задолженности не вынесено. Учитывая, что у судебного пристава-исполнителя была возможность выполнить данное требование, однако, оно выполнено не было, данное бездействие нарушает права административного истца и является незаконным.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от . . . N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 68 Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе, денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.
Административный истец оспаривает бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не совершении действий по ограничению должника на выезд за пределы РФ, ограничению права пользования специальным правом в виде права управления ТС, розыску и аресту имущества должника, денежных средств.
Административный ответчик в отзыве ссылается на совершение указанных действий. Вместе с тем, административный ответчик в нарушение ч.ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих доводы о совершении указанных действий. Одного только утверждения в отзыве недостаточно для признания указанных действий совершенными. Отзыв не является доказательством по делу, тем более, принимая во внимание тот факт, что в ответе судебного пристава-исполнителя от . . . на заявление истца от . . . было указано на отмену постановления об окончании исполнительного производства и возобновление исполнительного производства, тогда как постановление об этом вынесено позднее, лишь . . ..
Таким образом, из анализа представленных документов следует, что судебным приставом-исполнителем не предприняты все возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, те действия, на которые указал административный истец, совершены не были, хотя он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок. Иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу положений ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административный иск Кузьминой С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Дударевой О.А. по вынесению постановления о расчете задолженности по алиментам, по совершению исполнительных действий по исполнительному производству, в частности ограничению на выезд должника за пределы РФ, ограничению права должника пользования специальным правом в виде права управления ТС, розыску и аресту имущества должника, денежных средств.
Обязать судебного пристава-исполнителя Полевского районного отдела судебных приставов Управление федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Дудареву О.А. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам, совершить действия по исполнению требований исполнительного документа – ограничению права выезда должника за пределы РФ, ограничению специального права, розыску и аресту имущества должника, денежных средств, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, административному истцу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов