Решение по делу № 2-893/2021 от 27.04.2021

УИД 42RS0033-01-2021-001355-08

(№2-893/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Прокопьевск                                                                                     21 октября 2021 года

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Буланой А.А.,

при секретаре Волгиной К.Е.,

с участием истца Ликиных В.Д.,

представителя истца Баранова В.В.,

представителя ответчика Полежайкина А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ликиных ФИО9 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о назначении пенсии, признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ликиных В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) о назначении пенсии, признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии.

Требования с учетом уточнения, мотивированы тем, что с 10.01.2012 ему была назначена пенсия <данные изъяты> <данные изъяты>. С 16.01.2020 ему была назначена страховая пенсия по стрости за работу в особых условиях труда по Списку № 1. Однако, право на страховую пенсию по старости за работу в особых условиях труда по Списку №1 у Ликиных В.Д. возникло с 07.01.2016 при достижении им возрасти 50 лет, специальный стаж составлял 11 лет 11 месяцев 15 дней. Таким образом, Ликиных В.Д. имеет право на перерасчет размера страховой пенсии. ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбассе в перерасчете размера страховой пенсии отказано, что нарушает его права.

ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбассе пенсионное обеспечение по старости за работу в особых условиях труда по Списку №1 Ликиных В.Д. не выплачивало с 07.01.2016 до 16.01.2020.В связи с занижением размера трудового стажа пенсионное обеспечение с 16.01.2020 выплачивается Ликиных В. Д. в заниженном размере.

Ликиных В.Д. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области -Кузбассе с заявлением о предоставлении информации в отношении размера пенсионного обеспечения по старости за работу в особых условиях труда по Списку № 1. На основании ответа ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса от 28.08.2020 существенно занижен общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж Ликиных В.Д., что привело к нарушению его прав на пенсионное обеспечение.

Ликиных В.Д. предоставил в пенсионный фонд документы, подтверждающие его трудовую деятельность. Пенсионным фондом не включены периоды трудовой деятельности с 16.05.1994 по 08.08.2006 в страховой стаж.

При расчете пенсионного обеспечения ответчиком не учтен так же период с 01.04.2007 по 01.01.2008 работы инспектором в отделе режима ОАО «Знамя», с 31.12.2017 по 01.01.2018 работы бойцом в ФГУП ВООПР в общий стаж.

Ликиных В.Д. до призыва на воинскую службу осуществлял в период с 22.07.1985 по 14.10.1985 трудовую деятельность в особых условиях труда по Списку № 1, однако, данный период в стаж по Списку № 1 не включен.

Ликиных В.Д. проходил военную службу по призыву с 22.10.1985 по 06.12.1987, с 26.05.1986 по 28.04.1987 принимал непосредственное участие и боевых действиях на территории <адрес>. Период участия в боевых действиях на территории <адрес> должен учитываться в стаж в размере: 11 месяцев 2 дня*3 = 33 месяца 6 дней = 2 года 9 месяцев 6 дней. Период службы 1 год 1 месяц 11 дней + 2 года 9 месяцев 6 дней = 3 года 10 месяцев 17 дней должен быть включен в стаж по Списку №1.

До прохождения военной службы по призыву и после Ликиных В.Д. осуществлял трудовую деятельность в особых условиях труда.

В период обучения с 01.09.1981 по 24.06.1985 в Киселевском горном техникуме Ликиных В.Д. осуществлял трудовую деятельность по специальностям ученик электрослесаря подземного, электрослесаря подземного с 21.05.1984 по 20.08.1984; с 18.09.1984 по 27.12.1984, с 21.03.1985 по 30.04.1985.

В связи с тем, что до обучения в Киселевском горном техникуме Ликиных В.Д. осуществлял трудовую деятельность по Списку №1, периоды обучения в Киселевском горном техникуме с 21.08.1984 по 17.09.1984, с 28.12.1984 по 20.03.1985, с 01.05.1985 по 24.06.1985 должны быть включены в стаж по Списку №1.

С учетом включения в стаж спорных периодов специальный стаж Ликиных В.Д. составит 11 лет 11 месяцев 15 дней.

Из ответа ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса от 28.08.2020 следует, что произведен расчет пенсионного обеспечения Ликиных В.Д. на основании п. 3 ст.30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Просит суд:

признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии Ликиных В.Д.;

обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсионного обеспечения Ликиных В.Д. по Списку № 1 периоды: обучения в Киселевском горном техникуме с 21.08.1984 по 17.09.1984, с 28.12.1984 по 20.03.1985, с 01.05.1985 по 24.06.1985; прохождения военной службы по призыву с 22.10.1985 по 25.05.1986, с 28.04.1987 по 06.12.1987; прохождение военной службы по призыву с 26.05.1986 по 28.04.1987 при непосредственном участии в боевых действиях на территории <адрес> в размере 11 месяцев 2дня*3 = 2 года 9 месяцев 6 дней; работы с 22.07.1985 по 14.10.1985 электрослесарем подземным на Шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь»; работы на Киселевском заводе «Знамя» с 18.10.2006 по 19.10.2006;

обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения пенсионного обеспечения Ликиных В.Д. периоды: с 16.05.1994 по 04.05.1995 работы экспедитором в ООО Промтехсервис г. Щелкино АР Крым; с 15.05.1995 по 19.10.2001 службы в органах МВД АР Крыма Украины; с 22.10.2001 по 30.01.2002 работы охранником на заводе КПД пгт. Ленино АР Крым; с 01.02.2002 по 29.11.2002 работы в ОУТ Танго-Крым г. Щелкино АР Крым; с 01.12.2002 по 08.08.2006 работы охранником завода КПД пгт. Ленино АР Крым; с 01.04.2007 по 01.01.2008 работы инспектором в отделе режима ОАО Знамя; с 31.12.2017 по 01.01.2018 работы бойцом в ФГУП ВООПР;

признать право Ликиных В.Д. на пенсионное обеспечение по старости с 07.01.2016 при достижении им возраста 50 лет;

обязать ответчика назначить Ликиных В.Д. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 07.01.2016.

Определением суда от 05.10.2021 произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.

Истец, его представитель Баранов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования уточнили, не подержали требования в части включения в страховой стаж периода с 31.12.2017 по 01.01.2018 работы бойцом в ФГУП ВООПР, так как данный период пенсионным фондом включен, просили обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения в стаж спорных периодов, так как размер пенсии увеличится. В остальной части уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и в письменных пояснениях по иску, просили требования удовлетворить.

Представитель Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, Полежайкин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в решении УПРФ об отказе в перерасчете пенсии от 05.07.2021. Просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) Баранов Е.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании 22.09.2021 пояснил, что период работы с 22.07.1985 по14.10.1985 в ООО «Знамя» включен в специальный стаж истца, в представленных ранее данных о стаже допущена опечатка. Просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

До 01.01.2002 пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

          В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01.01.2015 страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). В соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.

Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей» специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Для учета периодов выполнения работ с особыми условиями труда, имевших место до 01.01.1992, согласно Постановлению от 16.07.2014 № 665 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) может применяться Список № 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения от 03.08.1972 № 590.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до вступления в силу Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (то есть до 01.01.2015) определяется с учетом норм ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон о 17.12.2001 № 173-Ф3) (часть 10 статьи 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав, в целях которой определяется расчетный размер пенсии по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3 (с применением пункта 9), либо по пункту 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (применяется более выгодный вариант). Каждый из указанных пунктов содержит конкретный перечень периодов, включаемых в общий трудовой стаж, и определяет порядок его исчисления.

Так, согласно п. 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 расчетный размер трудовой пенсии определяется в процентном отношении от «осовремененного» на 31.12.2001 среднемесячного заработка в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, при исчислении которого учитываются, в частности, период военной службы по призыву в двойном размере, а также периоды обучения. При этом, расчетный размер ограничен максимальным размером: для лиц, имеющих требуемый общий трудовой стаж (для мужчин - 25 лет), не может превышать сумму, равную 555,96 руб. (указанная сумма подлежит увеличению на районный коэффициент в местности проживания на 31.12.2001).

При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001.

При определении расчетного размера пенсии по п. 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 общий трудовой стаж исчисляется календарно, в том числе военная служба по призыву. Среднемесячный заработок выражается отношением к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (предельная величина отношения заработков -1,2).

Для мужчин, достигших возраста 50 лет, имеющих требуемую продолжительность работы по Списку № 1 (10 лет) и требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет) применяются сниженные стажевые требования - 0,55 за 20 лет общего трудового стажа. Стажевый коэффициент увеличивается на 0,01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх требуемого, но не более чем на 0,20. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона, для лиц, пенсия которым установлена в связи с работой в особых условиях труда, стажевый коэффициент может быть исчислен с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Судом установлено, что 21.06.2021 истец Ликиных В.Д. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с включением в специальный стаж периодов обучения в техникуме, военной службы по призыву, периодов работы и включении в периодов в страховой стаж (л.д. 123-125), которое было направлено по почте 24.06.2021 и поступило в УПФР 28.06.2021 (л.д. 120 копия конверта).

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Ликиных В.Д. отказано в перерасчете пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для перерасчета (л.д. 121).

Истец просит возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды обучения в Кисилевском горном техникуме с 21.08.1984 по 17.09.1984, с 28.12.1984 по 20.03.1985, с 01.05.1985 по 24.06.1985, периоды военной службы по призыву с 22.10.1985 по 25.05.1986, с 28.04.1987 по 06.12.1987 в календарном исчислении, период участия в боевых действиях на территории <адрес> с 26.05.1986 по 28.04.1987 - в льготном исчислении.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ, п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 и п. 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды трудовой деятельности и трудовой стаж работников.

Из копии трудовой книжки истца Ликиных В.Д. (л.д. 19-24) следует, что с 21.05.1984 по 20.08.1984, с 18.09.1984 по 27.12.1984 он работал на шахте «Дальние горы» Производственного объединения «Киселевскуголь» учеником электрослесаря подземным, электрослесарем подземным; с 21.03.1985 по 30.04.1985, с 22.07.1985 по 14.10.1985 работал на шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь» электрослесарем подземным; с 22.10.1985 по 23.10.1987 проходил службу в рядах Советской Армии; с 24.11.1987 по 08.04.1994 работал на шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь» электрослесарем подземным.

В соответствии с п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 31.03.2011 № 258н (далее Порядок от 31.03.2011 № 258н) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 4 Порядка от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видах работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, содержащими необходимые сведения. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Указанные в трудовой книжке периоды работы подтверждаются архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62 оборотная сторона), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63 оборотная сторона), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64).

Период обучения Ликиных В.Д. с 01.09.1981 по 28.06.1985 в Киселевском горном техникуме подтверждается копией диплома от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный (л.д. 19), справкой ГПОУ «Киселевский горный техникум» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154).

Согласно копии военного билета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-32); справке военного комиссариата (города Киселевск Кемеровской области, муниципальный) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33); учетно-послужной карточке к военному билету (л.д. 31 оборотная сторона) ФИО1 проходил службу в Советской Армии с 22.10.1985 по 06.12.1987, в период с 26.05.1986 по 28.04.1987 принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории <адрес> в составе военной части п.п. 53701.

Периоды работы Ликиных В.Д. с 21.05.1984 по 20.08.1984, с 18.09.1984 по 27.12.1984, 21.03.1985 по 30.04.1985, с 24.12.1987 по 08.04.1994 включены истцу в специальный стаж по Списку №1 (данные о стаже л.д.155).

В период обучения истца с 1981 по 1985 год в Киселевском горном техникуме и в период прохождения военной службы по призыву с 22.10.1985 по 06.12.1987 действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

Подпунктом «и» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и муниципальных училищах и т.д.), партийных школах совпартшколах, школах профдвижения, на рабфабриках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».

В силу п. 109 Положения, период обучения в техникуме, предусмотренный в подпункте «и», подлежит включению в общий стаж, а в специальный стаж при определенных условиях включаются периоды, предусмотренные в подпунктах «к», «л», «з».

Период обучения в техникуме нельзя отнести к периодам обучения, указанным в подпункте «з» п. 109 Положения.

Таким образом, периоды обучения истца Ликиных В.Д. в Кисилевском горном техникуме с 21.08.1984 по 17.09.1984, с 28.12.1984 по 20.03.1985, с 01.05.1985 по 24.06.1985 не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

Из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями: труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (абз. 3 подпункта "а"; абз. 3 подпункта "б" пункта 1).

Пунктом 109 Положения, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 приравнивать службу в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотренную в подпункте «к» Положения от 03.08.1972 N 590 по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Абзац 5 пункта 109 Положения содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Так как, до и после службы в армии, истец работал в особых условиях труда, подлежащих включению в специальный стаж по Списку № 1, то данный период службы в рядах Советской Армии с 22.10.1985 по 06.12.1987 подлежит включению в специальный стаж истца Ликиных В.Д. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере, не превышающем имеющийся стаж такой работы по состоянию на 01.01.1992. Исходя из ответа ответчика (л.д.165) у Ликиных В.Д. на 01.01.1992 имелся специальный стаж по Списку №1 более 5 лет.

Включение в специальный стаж периода участия истца в боевых действиях на территории <адрес> с 26.05.1986 по 28.04.1987 в льготном исчислении Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 не предусмотрено.

Доводы истца о включении периода прохождения службы на территории Афганистана в специальный стаж в льготном исчислении основаны на неверном толковании норм права.

Так, подпунктом «а» пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" установлено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, <данные изъяты> - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.

Таким образом, льготное исчисление данных периодов предусмотрено для исчисления выслуги лет военнослужащим, а не для исчисления специального стажа при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Истец просит возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 22.07.1985 по 14.10.1985 электрослесарем подземным на Шахте «Краснокаменская» Производственного объединения «Киселевскуголь».

Данный период подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 20), архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63 оборотная сторона).

Согласно данным о стаже (л.д. 155) период работы истца Ликиных В.Д. с 22.07.1985 по 14.10.1985 включен в специальный стаж по Списку № 1, в связи с чем, повторному включению в стаж не подлежит.

Одним из требований истца является возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 18.10.2006 по 19.10.2006 на Киселевском заводе «Знамя» контролером производства порохов и взрывчатых веществ.

Указанный период подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 22), справкой ОАО «Знамя» (л.д. 30).

Согласно ответу ГУ – УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 43) период работы в ОАО «Знамя» с 18.10.2006 по 31.05.2018 включен в стаж по Списку № 1. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы с 18.10.2006 по 31.12.2006 указан код особые условия труда 27-1, 10902000-1754Б (л.д. 72-75). В связи с чем, данный период повторному включению в специальный стаж истца, не подлежит.

По требованиям о включении в страховой стаж истца периодов: с 16.05.1994 по 04.05.1995 работы экспедитором в ООО Промтехсервис <адрес> АР Крым; с 15.05.1995 по 19.10.2001 службы в органах МВД АР Крыма Украины; с 22.10.2001 по 30.01.2002 работы охранником на заводе КПД пгт. Ленино АР Крым; с 01.02.2002 по 29.11.2002 работы в ОУТ Танго-Крым <адрес> АР Крым; с 01.12.2002 по 08.08.2006 работы охранником завода КПД пгт. Ленино АР Крым; с 01.04.2007 по 01.01.2008 работы инспектором в отделе режима ОАО Знамя, суд приходит к следующему..

Согласно записям в трудовой книжке (л.д. 19-24) Ликиных В.Д. с 16.05.1994 по 04.05.1995 работал в ООО «Промтехсервис» экспедитором; с 15.05.1995 по 19.10.2001 служба в органах МВД АР Крыма Украины; с 01.02.2002 по 29.11.2002 работал в ОУТ Танго-Крым <адрес> АР Крым; с 01.04.2007 по 30.05.2014 работал инспектором в отделе режима ОАО Знамя.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Ленинским заводом крупнопанельного домостроения Автономной Республики Крым, Украина, Ликиных В.Д. осуществлял охрану территории завода КПД по договору гражданско-правового характера с 22.10.2001 по 30.01.2002 (л.д. 25).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Ленинским заводом крупнопанельного домостроения, Автономной Республики Крым, Украина следует, что Ликиных В.Д с 01.12.2002 по настоящее время (на момент выдачи справки) осуществлял охрану территории завода КПД по договору гражданско-правого характера (л.д. 26).

Согласно справке МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ Ликиных В.Д. проходил службу в органах внутренних дел: с 15.05.1995 по 19.10.2001. В справке содержатся сведения о реорганизации УВД Крымоблсполкома. Представлена справка о заработной плате для начисления пенсии за период с 1995 по 2001 года (л.д. 27).

Из справок, выданных ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (л.д. 97), ГКУ Республики Крым «Государственный архив Республики Крым по личному составу» (л.д. 98) следует, что документы по личному составу ООО «Помтехсервис» <адрес> АРКрыма, органов ВД МВД АР Крыма Ураины, завода КПД пгт. Ленино АРКрыма, ОУТ Танго-Крым <адрес> АР Крыма на хранение не поступали. В связи с чем, выдать архивные справки за указанные периоды работы не представляется возможным.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13.03.1992).

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина.

В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992).

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В разделе 2 вышеназванных Правил закреплены виды документов, подтверждающих периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж. В соответствии с п. 11 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Таким образом, период работы истца Ликиных В.Д. с 16.05.1994 по 04.05.1995 экспедитором в ООО Промтехсервис <адрес> АР Крым, который подтверждается записями в трудовой книжке, подлежит включению в страховой стаж.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1), в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.

Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей".

В соответствии со статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза СССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

В соответствии с нормами пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим в спорный период службы истца, под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются согласно подпункту 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Из вышеприведенных норм права следует, что период службы в вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств и, соответственно, приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.

Обращение истца связано с назначением именно страховой пенсии, а не пенсии, предусмотренной указанным выше Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

Таким образом, период прохождения истцом Ликиных В.Д. службы в органах внутренних дел Республики Украина в страховой стаж не засчитывается.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В статье 1 Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству, на территории которого они проживают.

Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.

Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

При этом вопрос о включении периодов трудовой деятельности, осуществляемой в других государствах гражданами, не застрахованными в российской системе обязательного страхования, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П не рассматривался.

В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992, но и после этой даты - до 01.01.2002, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Истцом Ликиных В.Д. доказательств, подтверждающих факт уплаты за него страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование, не представлено, в связи с чем, периоды его работы: с 22.10.2001 по 30.01.2002 охранником на заводе КПД пгт. Ленино АР Крым; с 01.02.2002 по 29.11.2002 в ОУТ Танго-Крым <адрес> АР Крым; с 01.12.2002 по 08.08.2006 охранником завода КПД пгт. Ленино АР Крым включению в страховой стаж не подлежат.

Что касается периода работы истца с 01.04.2007 по 01.01.2008 инспектором в отделе режима ОАО «Знамя», согласно ответу пенсионного фонда от 28.08.2020 (л.д. 15) период работы с 01.04.2007 по 31.05.2018 включен в страховой стаж при расчете пенсии, в связи с чем, повторному включению в стаж не подлежит.

16.01.2020 Ликиных В.Д. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 55-57). Решением от ДД.ММ.ГГГГ Ликиных В.Д. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16.01.2020 по 31.03.2020, размер пенсии составляет 12 466 руб. 60 коп. (л.д. 58).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Ликиных В.Д. с 01.05.2021 назначена пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению по п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Размер пенсии составляет 13 187 руб. 63 коп. (л.д. 122).

         30.06.2020 (л.д.39), 30.07.2020 (л.д.10), 31.05.2021 (л.д. 65), 11.06.2021 (л.д. 93,94) Ликиных В.Д. обращался с заявлениями в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о правильности расчета его пенсии.

          На данные заявления пенсионным фондом даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-43), от ДД.ММ.ГГГГ R (л.д. 11-18), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-100), согласно которых оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости на основании документов выплатного дела не имеется, так как страховая пенсия по старости исчислена в соответствии с нормами законодательства, выбран наиболее выгодный вариант конвертации (преобразования) пенсионных прав, учтены все обстоятельства, подтвержденные документально и зафиксированные в материалах выплатного дела. Произвести перерасчет размера пенсионного обеспечения с 07.01.2016 не представляется возможным, в связи с отсутствием правовых оснований.

Истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом включения в специальный и страховой стаж спорных периодов.

В соответствии со ст. 18 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона).

Размеры страховых пенсий определяются в соответствии со ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Приобретенные пенсионные права на 01.01.2015 по установленным формулам преобразуются в индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом норм, действовавшего до 01.01.2015 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из величины заработка и продолжительности трудового стажа до 2002 года, а с 01.01.2002 на размер пенсии оказывает влияние не продолжительность трудового стажа, а сумма страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из ответа на запрос суда Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138-145) следует, что согласно выплатному делу, Ликиных В.Д. с 10.01.2012 являлся получателем страховой (до 01.01.2015 - трудовой) пенсии по инвалидности. С 16.01.2020 Ликиных В.Д. установлена досрочная страховая пенсия по старости за работу в подземных условиях труда по Списку № 1 на основании его заявления, поданного через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" 16.01.2020.

Приведен расчет досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1, исчисленной в соответствии с нормами п. 3 ст. 30 Закона от 17,12.2001 № 173-Ф3, как наиболее выгодный вариант. Размер досрочной страховой пенсии по Списку № 1 на дату назначения пенсии (16.01.2020) составил 12 466,60 руб. (72,907 х 93,00 + 5686,25).

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 установлены величины стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на период с 01.01.2019 по 01.01.2024. Так, с 01.01.2021 стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 98,86 руб., фиксированная выплата - 6044,48 руб.

Таким образом, размер досрочной страховой пенсии по старости, с учетом фиксированной выплаты у Ликиных В.Д. с 01.01.2021 составил 13 252,07 руб. (72,907 х 98,86 + 6044,48), с 01.08.2021 – 13 324,23 руб.

Из ответа на запрос суда Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 164-167) следует, что при определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.

При определении расчетного размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 общий трудовой стаж исчисляется календарно, в том числе военная служба по призыву. Среднемесячный заработок выражается отношением к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (предельная величина отношения заработков - 1,2).

Расчетный размер пенсии преобразуется в расчетный пенсионный капитал по установленным формулам. В случае, если застрахованное лицо имеет по состоянию на 01.01.2002 неполный общий трудовой стаж (менее 25 лет для мужчин), то величина расчетного пенсионного капитала определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из величины пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа (для мужчин - 300 месяцев) и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Для мужчин, достигших требуемого возраста и имеющих требуемую продолжительность работы по Списку № 1, требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет), применяются сниженные стажевые требования - 0,55 за 20 лет общего трудового стажа. Стажевый коэффициент увеличивается на 0,01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх требуемого, но не более чем на 0,20. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона, для лиц, пенсия которым установлена в связи с работой в особых условиях труда, стажевый коэффициент может быть исчислен с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Представлен расчет размера досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1, исчисленной в соответствии с нормами пункта 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, с учетом включения в страховой стаж истца периода работы с 16.05.1994 по 04.05.1995, включения в специальный стаж военной службы по призыву с 22.10.1985 по 06.12.1987, который составит- 13 630,60 руб..

Расчет размера досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1, исчисленной в соответствии с нормами пункта 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 составит 12103,12 руб. (61,285 * 98,86 + 6044,48).

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, для лиц, пенсия которым установлена в связи с работой в особых условиях труда, расчетный размер пенсии может определяться в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) при выполнении условий, предусмотренных для досрочного назначения страховой пенсии, а именно, достижение возраста для мужчин, требуемого на дату обращения за назначением пенсии, наличие на 01.01.2002 требуемой продолжительности общего трудового стажа - не менее 20 лет и требуемой продолжительности специального стажа по Списку № 1. При этом, стажевые требования должны быть соблюдены по состоянию на 01.01.2002.

Таким образом, произвести расчет пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 с применением норм пункта 9 статьи 30 не представляется возможным, так как у Ликиных В.Д. на 01.01.2002 отсутствует требуемый общий трудовой стаж (20 лет). Нормы пункта 9 статьи 30 для расчета пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ согласно действующему законодательству не применяются.

Таким образом, судом установлено, что при расчете размера пенсии истца по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом включения в специальный стаж истца периода службы в армии с 22.10.1985 по 06.12.1987 и включения в страховой стаж периода работы с 16.05.1994 по 04.05.1995, размер пенсии истца увеличится до 13 630 рублей 60 копеек, в связи с чем, имеются основания для перерасчета пенсии.

При таких обстоятельствах решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии необходимо признать незаконным, обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж Ликиных В.Д. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период военной службы по призыву с 22.10.1985 по 06.12.1987, в страховой стаж - период работы экспедитором в ООО «Промтехсервис» <адрес> Республики Крым с 16.05.1994 по 04.05.1995.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 28.12.2018 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

С заявлением о перерасчете истец обратился 21.06.2021 (л.д.123), следовательно, перерасчет размера страховой пенсии по старости истцу следует производить с 01.07.2021.

Истец Ликиных В.Д. просит назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права с 07.01.2016, полагая, что ответчик выплачивая пенсию по инвалидности, должен был самостоятельно без заявления истца назначить ему пенсию по достижению им возраста 50 лет, с учетом имеющегося у него специального стажа по Списку №1 более 10 лет.

В соответствии с п.1,2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В силу вышеприведенных правовых норм право на получение пенсии носит заявительный характер, пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Доводы Ликиных В.Д. о назначении пенсии со дня возникновения права ответчиком самостоятельно без заявления пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, являются необоснованными.

Ликиных В.Д. с 10.01.2012 являлся получателем пенсии по <данные изъяты>. С 01.10.2015 истцу установлена пенсия <данные изъяты> в соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как <данные изъяты>, полученного в период военной службы (л.д.14).

В соответствии с ч.6 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.

В данном случае в беззаявительном порядке назначается пенсия лицам, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") при назначении страховой пенсии по возрасту.

Обязанность назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без заявления пенсионера у ответчика отсутствует.

Истец Ликиных В.Д. не представил доказательств, подтверждающих его обращение за назначением пенсии с 07.01.2016, в связи с чем, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не может быть назначена с требуемой истцом даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ликиных ФИО10 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о назначении пенсии, признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу включить в специальный стаж Ликиных ФИО11 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период военной службы по призыву с 22.10.1985 по 06.12.1987.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу включить Ликиных ФИО12 в страховой стаж период работы экспедитором в ООО «Промтехсервис» <адрес> Республики Крым с 16.05.1994 по 04.05.1995.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу произвести перерасчет страховой пенсии по старости Ликиных ФИО13 с 01.07.2021 с учетом включения в специальный стаж истца периода военной службы по призыву с 22.10.1985 по 06.12.1987 и в страховой стаж периода работы экспедитором в ООО «Промтехсервис» <адрес> Республики Крым с 16.05.1994 по 04.05.1995.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд вынесший решение.

Судья    (подпись)                                                                                                   А.А. Буланая

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.10.2021.

Судья     (подпись)                                                                                            А.А. Буланая

Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0033-01-2021-001355-08 (№2-893/2021) Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области.

2-893/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ликиных Виктор Дмитриевич
Ответчики
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области -Кузбассу
Другие
Баранов Вячеслав Викторович
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Судья
Буланая А.А.- Судья
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
27.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
02.07.2021Подготовка дела (собеседование)
23.07.2021Подготовка дела (собеседование)
27.08.2021Подготовка дела (собеседование)
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее