Решение по делу № 2-16/2024 (2-511/2023;) от 25.08.2023

Дело № 2-16/2024

32RS0002-01-2023-000530-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года п. Локоть

Брасовского района

Брянской области

Брасовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего-судьи Самкова А.Н., при секретаре Павловой Т.В., с участием помощника Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Кузнецова Д.А., истца Супруна С.В. (посредством видеоконференцсвязи), представителя ответчиков – ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, (Плюгиной О.Ю.), представителя ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области (Зарубо С.П.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Супрун С.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области о возмещении вреда здоровью, причиненного нарушением условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Супрун С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, ссылаясь на то, что в период с 20 сентября 2015 года по 25 мая 2017 года он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области. В период отбывания им наказания в его отряде, а также камерах ШИЗО, в которых он содержался, отсутствовало горячее водоснабжение, в связи с чем он был лишен возможности поддерживать личную гигиену, что существенно сказалось на его здоровье.

Протокольным определением Брасовского районного суда Брянской области от 26 сентября 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиком были привлечены ФСИН России, УФСИН России по Брянской области.

Супрун С.В. просил суд взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию в размере 50 000 рублей.

Определением Брасовского районного суда Брянской области от 01 ноября 2023 года суд перешел к рассмотрению требований Супруна С.В. по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 16.1 КАС РФ.

В судебном заседании Супрун С.В. требования о взыскании компенсации поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков – ФСИН России, УФСИН России по Брянской области (Плюгина О.Ю.) в судебном заседании полагала возможным отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области (Зарубо С.П.) в судебном заседании полагала возможным отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Помощник Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Кузнецов Д.А. в судебном заседании полагал возможным отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, урегулированы в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее - УИК РФ).

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с подп. 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно подп. 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В судебном заседании было установлено, что Супрун С.В. в период с 31 августа 2015 года по 25 мая 2017 года отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.

В судебном заседании Супрун С.В. указывал, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области он содержался в отрадах №4 и №10.

В период отбывания наказания Супрун С.В. за нарушение установленного режима содержания неоднократно водворялся в ШИЗО (постановления о водворении осужденного в штрафной изолятор от 21 января 2017 года, 02 февраля 2017 года, 24 апреля 2017 года, 09 мая 2017 года, 24 мая 2017 года).

Также в судебном заседании было установлено, что в период нахождения осужденного Супруна С.В. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области непосредственно в камере ШИЗО, где содержался осужденный, а также в помещениях отрядов №4 и №10 централизованное горячее водоснабжение отсутствовало.

Водоснабжение ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области осуществляется за счет трех собственных артезианских скважин, водоотведение организовано МУП «Брасовский район «Брасововодоканал» на основании соответствующего государственного контракта.

На территории исправительного учреждения имеются газовые котельные, принадлежащие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области на праве оперативного управления (три свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25 мая 2010 года), учреждением заключен контракт на поставку газа, горячая вода подается в банно-прачечный комбинат, также расположенный на территории исправительного учреждения.

Помывка спецконтингента, в том числе содержащегося в ШИЗО, осуществляется еженедельно (два раза в неделю, по утвержденному графику) в банно-прачечном комбинате учреждения.

В судебном заседании Супрун С.В. не оспаривал факт организации помывки осужденных в соответствии с указанными требованиями (два раза в неделю, по утвержденному графику), каких-либо замечаний к процедуре помывки, вопросам организации холодного водоснабжения в камерах ШИЗО, помещениях отрядов №4 и №10 не высказывал.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер, невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения недостаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на свежем воздухе, затрудненный доступ к месту общего пользования, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты от шума и вибрации.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.

Согласно пункту 8.1.1 СанПин 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (Инструкция СП 17-02 Минюста России), утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы (утратила силу по приказу Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп), допускалась возможность при реконструкции или перепрофилировании зданий иного назначения под здания ИК общего и строгого режимов, ИК особого режима для осужденных ООР, колоний-поселений не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам в общежитиях различного вида содержания, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а также к умывальникам в ДИЗО в ВК и к умывальникам в уборных для АУП в административном здании (пункт 20.5).

В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1454/пр от 20 октября 2017 года, введенные в действие с 21 апреля 2018 года, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Таким образом, действовавшие в период отбывания истца наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области правила подвод горячего водоснабжения к общежитиям для осужденных, камерам ШИЗО не предусматривали, ссылки истца на пункты 19.2.1, 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1454/пр от 20 октября 2017 года, также безосновательны, так как указанные правила введены в действие с 21 апреля 2018 года, то есть после освобождения истца из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.

Ссылки истца на ухудшение состояния его здоровья в связи с отсутствием подвода централизованного горячего водоснабжения к помещениям отрядов №4 и №10, камерам ШИЗО, материалами дела не подтверждаются.

Из медицинской справки фельдшера ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, медицинской карты стационарного больного следует, что 31 августа 2015 года, по прибытии в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, Супрун С.В. был осмотрен, ему установлен диагноз <данные изъяты>, 18 сентября 2015 года он был осмотрен фельдшером, ему была рекомендована плановая консультация врача <данные изъяты> В период с 25 сентября 2015 года по 06 октября 2015 года истец находился на обследовании у врача-<данные изъяты> в филиале «Больница», ему был установлен диагноз <данные изъяты>, даны рекомендации, выписан в удовлетворительном состоянии. 23 октября 2015 года он был осмотрен фельдшером, ему был установлен диагноз: <данные изъяты> назначено лечение. В дальнейшем за оказанием медицинской помощи истец не обращался.

Доказательств наличия причинно-следственной связи между вышеуказанными заболеваниями истца и отсутствием подвода централизованного горячего водоснабжения, материалы дела не содержат.

Из журнала учета личного приема осужденных начальником учреждения, его заместителями, начальниками отделов следует, что в период отбывания наказания Супрун С.В. с жалобами на условия содержания не обращался, в Брянскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области обращения от Супруна С.В. за 2015-2017 годы не поступали (ответ заместителя Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Р.П. Доронина от 15 января 2024 года на запрос суда), представлений в части отсутствия горячего водоснабжения в отряде №4 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области в период с сентября 2015 года по май 2017 года Брянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области не вносила (ответ и.о. Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Р.П. Доронина от 20 ноября 2023 года на запрос суда).

Применительно к изложенному, характер заявленного истцом нарушения, выразившегося в отсутствии подводки горячей воды к камерам ШИЗО, помещениям отрядов, при предоставлении помывки в бане два раза в неделю с еженедельной сменой постельного и нательного белья, в отсутствие доказательств невозможности поддержания истцом удовлетворительной степени личной гигиены, не свидетельствует о существенном отклонении от установленных законом требований к условиям содержания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.

С учетом изложенного, вопреки доводам истца, основания для присуждения в пользу истца денежной компенсации в связи с не обеспечением централизованным горячим водоснабжением отсутствуют, поскольку данное обстоятельство, само по себе, в отсутствие доказательств наступления для истца каких-либо неблагоприятных последствий в результате данного обстоятельства, в том числе последствий для его здоровья, не может быть расценено как унижающее человеческое достоинство обращение.

Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о причинении истцу должностными лицами ответчиков указанного в исковом заявлении вреда здоровью, равно как причинно-следственной связи между действиями ответчиков и указанным Супрун С.В. в иске полученным вредом, исковые требования Супрун С.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области о возмещении вреда здоровью, причиненного нарушением условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Супрун С.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области о возмещении вреда здоровью, причиненного нарушением условий содержания в исправительном учреждении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий-судья: А.Н. Самков

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2024 года

2-16/2024 (2-511/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Супрун Сергей Васильевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области
УФСИН России по Брянской области
ФСИН России по Брянской области
Другие
Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области
Суд
Брасовский районный суд Брянской области
Судья
Самков А.Н.
Дело на странице суда
brasovsky.brj.sudrf.ru
25.08.2023Регистрация административного искового заявления
25.08.2023Передача материалов судье
25.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Подготовка дела (собеседование)
29.09.2023Рассмотрение дела начато с начала
01.11.2023Судебное заседание
01.11.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
27.11.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее